- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Бесплатная оценка икон
Бесплатная оценка иконы Иоанна Предтечи
Каждый, кто хочет оценить икону, всегда задается вопросом: «Сколько стоит оценка иконы?». Салон Дом Антиквара предоставляет услугу - бесплатная онлайн оценка иконы. Для того чтобы узнать стоимость своей иконы необходимо отправить фотографии любым удобным способом через мобильное приложение Viber или Wathsapp на мобильный номер 8-964-645-83-48 или на e-mail – domantikvara@yandex.ru. По получению фотографий эксперт проводит оценку, задает при необходимости дополнительные вопросы и сообщает стоимость иконы.
На примере иконы «Образ Св. Главы пророка Иоанна Предтечи, с четырьмя сценами жития» рассмотрим как изнутри выглядит процесс оценки.
Общая информация:
- ◈ Сюжет: Образ Св. Главы пророка Иоанна Предтечи, с четырьмя сценами жития.
- ◈ Время написания: вторая половина XIX в.
- ◈ Материал и техника: дерево, левкас, темпера, золочение.
- ◈ Размер: 71 х 60 х 3,2 см
Оборотная сторона: щит иконы состоит из трех липовых досок, крайние имеют форму прямоугольных трапеций, в результате чего боковые стороны средней доски не перпендикулярны торцам. Доски гладко обработаны и скреплены двумя врезными встречными низкорельефными шпонками. Шпонки профилированы, с выбранными концами, пятки незначительно выступают за пределы щита. Справа у нижнего торца сквозные трещины вдоль волокон древесины. На шпонках – остатки шпаклевки. Щит иконы по краям загрязнен маслом. На торцах – по два современных железных гвоздя.
Лицевая сторона: доска без ковчега. В центре на драгоценном блюде возлежит усекновенная глава св. Иоанна Предтечи. Темный лик пророка обращен влево, показан в трехчетвертном повороте.
Веки не сомкнуты, радужки почти полностью заведены за верхние веки. Нос прямой, сильно выступающий, с округлым кончиком и овальным крылом. Плотно сомкнутые уста написаны коричневой краской. Власы и брада вьются «космочками». Видно ухо и часть шеи с мазком красно-коричневой краски. Блюдо расположено на столике с коричневой скатертью-столешницей, утвержденном на одной золоченной резной опоре. Нимб написан как бы за блюдом, в вертикальной плоскости, позолочен сусальным золотом по коричневому полименту, с двойной обводкой – красно-коричневой и белильной. Именующая надпись написана желтой краской, стилизованным шрифтом, на фоне по обеим сторонам нимба св. Иоанна: «ОБРАЗ С(вя)ТЫЯ ГЛАВЫ / ПР(о)РОКА ИОАННА ПРЕ(д)Т(е)Ч(и)».
наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!
В правом верхнем углу помещена рождества св. Иоанна Предтечи (надпись на верхнем поле черной краской, стилизованным шрифтом: «РОЖДЕСТВО СВ(я)ТАГО ПРОРОКА ИОАННА ПР(ед)Т(е)ЧИ». Слева на ложе, застланном белой тканью, восседает прав. Елизавета в синей ризе и белом плате, ее ноги укрыты алым покрывалом. Справа за столом стоят девы с дарами и сидит св. Захария в первосвященнических одеждах, внизу повитуха держит на коленах нагого младенца Иоанна, коленопреклоненная служанка в алой ризе простирает руки к чаше-купели. Действие происходит на фоне орнаментированных палат розового и красно-коричнево цвета. Позем коричневый, фон серо-голубой.
В центре, прямо над Св. Главой, на розовом фоне с лучами сияния, в бело-серых спиральных облачках, показан почти поколенно Господь Саваоф, благословляющий двуперстно обеими руками. Из его уст вниз исходит белильный луч. Саваоф в зеленом хитоне и светло-сером плаще. В нимб Саваофа белилами вписан контур восьмиконечной звезды. Надпись на верхнем поле «Г(оспо)ДЬ САВАООЪ».
В правом верхнем углу ангел в красном хитоне и синем плаще отводит отрока Иоанна, одетого в белую рубашку с портами и черные сапожки, в пустыню. Позем – охристые горки, похожие на грибовидные разрастания, с зелеными деревцами и розовой «палаткой». Фон голубой. Надпись на верхнем поле: «АНГГЛЪ Г(оспо)Д(е)НЬ ВЕДЕ В П(у)СТЫНЮ СВЯ(таго) ИОАННА ПР(е)дТ(Е)ЧУ».
В нижнем правом углу палач в синей рубахе, белых портах и красном плаще заносит меч над главой св. Иоанна, одетого в коричневую власяницу и темно-зеленый плащ. Слева вверху св. Иоанн показан в бревенчатой темнице, справа на фоне розовой орнаментированной палаты стоит Саломея в венце и короткой красной тунике поверх длинной серо-голубой нижней, с блюдом в руках. Позем – горки, фон серо-голубой. Надпись на нижнем поле: «УСЕКНОВЕНИЕ СВЯ(тыя) ГЛАВЫ ПР(о)Р(о)КА ИОАННА ПР(ед)Т(е)ЧИ».
В нижнем левом углу двое монахов обретают Св. Главу, которая покоится на фоне пещеры в золоченной чаше. Монах слева стоит с лопатой, инок справа преклонил колени. Позем – горки с высокими выростами и здание белого пятиглавого храма. Фон серо-голубой. Надпись на нижнем поле: «ОБРЕТЕНИЕ СВ(я)ТЫЯ ГЛАВЫ СВЯ(таго) ПР(о)Р(о)КА ИОАННА ПРЕ(д)Т(ечи)».
Фон темно-коричневый, между нижними клеймами (под столом) более светлый. Все клейма заключены в золоченые рамки. Вокруг средника – золоченная рамка с двойными отводками – коричневыми и белильными – с обеих сторон. Поля охристо-коричневые. Опушь двойная, темно-коричневая с желто-коричневой, с белильной отводкой со стороны полей.
Благодаря багатому житийному сюжету, оценка иконы может занять более 60 минут, а стоимость ее превышать 500 000 рублей. После тщательного изучения сюжета, эксперт оценивает сохранность.
Сохранность: хорошая. Точечные утраты красочного слоя, мелкие сколы левкаса по краям полей, небольшая потертость золочения. На столешнице (скатерти) – два ожога от пламени лампадки. Развитый естественный кракелюр.
Иконография: главным литературным источником житийных циклов св. Иоанна Предтечи служило его житие, составленное в Х в. выдающимся византийским агиографом Симеоном Метафрастом. События, связанные с рождеством св. Иоанна Предтечи, подробно описаны в Евангелии от Луки (Лк. 1: 5-64). Св. Иоанн, сын первосвященника Захарии и его жены Елизаветы, родился по особому промыслу Божиему. Впоследствии он стал проповедником и крестителем, предшественником (предтечей) Христа. Поскольку св. Иоанн обличал царя Ирода и его супругу, царицу Иродиаду, та добилась заключения святого в темницу. Однажды дочь Иродиады, Саломея, восхитила царя Ирода своей пляской на пиру, и царь пообещал исполнить любое ее желание. Подученная матерью, Саломея потребовала голову св. Иоанна. Ирод был вынужден выполнить обещание и приказал отсечь святому голову.
Глава св. Иоанна считается одной из важнейших святынь христианского мира. По православному преданию, она была тайно погребена на Елеонской горе в глиняном кувшине благочестивой женой домоправителя Ирода. Впоследствии, при строительстве на этом месте храма, при копании рва обрели кувшин с реликвией, который поместили в ново построенную церковь. Позднее церковь была заброшена, а святыня забыта. В правление императора Константина (IV в.) местонахождение главы было открыто двум монахам, которые обнаружили реликвию, но не захотели нести ее сами и отдали попутчику-горшечнику. Тому явился св. Иоанн и повелел взять главу с собой, так как монахи ее достойны. Некоторое время святыня хранилась в роду горшечника, пока ею не завладел священник-арианин, приписывавший себе чудеса, творимые главой. Когда арианство было осуждено как ересь, он спрятал главу в пещере близ города Емессы. Над пещерой возник монастырь, и около 450 г. св. Иоанна явился игумену, повелел открыть святыню. Ее перенесли в Константинополь, а в IX в., во время иконоборчества, в Команы (близ современного Сухуми). После восстановления иконописания патриарх Игнатий получил откровение о месте нахождения реликвии. Император Михаил III направил в Команы посольство, которое около 850 г. обрело святую главу и доставило ее в Константинополь. В 1204 г. после захвата Константинополя крестоносцами, согласно западному преданию, каноник-француз Валлон де Сартон нашел реликвию в разрушенном дворце и передал ее в Амьен (Франция), где специально для хранения святыни был построен грандиозный собор.
В византийской и русской традиции усекновенную главу в чаше как знак мученичества св. Иоанна и провозвестие казни Иисуса Христа изображали в житийных циклах Иоанна Предтечи и в иконографическом изводе «Иоанн Предчета Ангел пустыни». Выделение этого мотива в самостоятельный сюжет в русской иконописи относится ко второй половине XVII века и связано с влиянием западноевропейской иконографии. Возможно, первым изображением главы св. Иоанна в чаще на русской почве стала икона-мощевик, поднесенная в дар царю Федору Алексеевичу патриархом Никоном в 1666 г. и исполненная, согласно дарственной надписи, самим патриархом (музеи Московского Кремля). Иконография атрибутируемой иконы восходит к одной из европейских гравюр, изображающих главу св. Иоанна Предтечи в Амьене (илл. 1 – глава св. Иоанна Предтечи, Амьен, Франция).
Рождество св. Иоанна Предтечи в данном случае отвечает древнерусской традиции: св. Елизавета возлежит на ложе, св. Захария восседает за столом (празднование 24 июня/7 июля). Девы, приносящие дары роженице, и служанка-повитуха в Евангелии не упоминаются, они появились из иконографии сходного сюжета – Рождества Богоматери. Во время избиения младенцев царем Иродом Елизавета с младенцем Иоанном скрылась в расступившейся горе; после ее смерти ангел отвел отрока Иоанна в пустыню и приносил ему пропитание. Эта сцена не соответствует отдельному празднику и не стала самостоятельным сюжетом, встречаясь только в житийных циклах. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, подобно Рождеству, изображается на отдельных иконах (отмечается 29 августа / 11 сентября). Представленная в данном случае иконография сложилась еще в XVI в. и была очень устойчивой. Обретение главы Иоанна Предтечи, согласно тексту жития, происходило трижды. Как в византийской, так и в русской иконографической традиции эти обретения смешивались друг с другом и объединялись (первое и второе обретения празднуются совместно, 24 февраля / 9 марта, третье – 25 мая / 7 июня). В данном случае представлен вариант, принятый в палехско-мастерском иконописании, но не совпадающий ни с одним из трех описаний жития: у чаши с главой представлены монах с лопатой и коленопреклоненный игумен.
Св. Иоанн Предтеча почитался не только как «наибольший из людей» после Христа, но и как покровитель детей, податель урожая, помощник в пчеловодстве. Образу усекновенной главы следовало молиться от головной боли.
При онлайн оценки иконы, на стоимость большое влияние оказывает сюжет. Поэтому к его изучению эксперты подходят основательно.
В византийской и русской традиции усекновенную главу в чаше как знак мученичества св. Иоанна и провозвестие казни Иисуса Христа изображали в житийных циклах Иоанна Предтечи и в иконографическом изводе «Иоанн Предчета Ангел пустыни». Выделение этого мотива в самостоятельный сюжет в русской иконописи относится ко второй половине XVII века и связано с влиянием западноевропейской иконографии. Возможно, первым изображением главы св. Иоанна в чаще на русской почве стала икона-мощевик, поднесенная в дар царю Федору Алексеевичу патриархом Никоном в 1666 г. и исполненная, согласно дарственной надписи, самим патриархом (музеи Московского Кремля). Иконография атрибутируемой иконы восходит к одной из европейских гравюр, изображающих главу св. Иоанна Предтечи в Амьене (илл. 1 – глава св. Иоанна Предтечи, Амьен, Франция).
Рождество св. Иоанна Предтечи в данном случае отвечает древнерусской традиции: св. Елизавета возлежит на ложе, св. Захария восседает за столом (празднование 24 июня/7 июля). Девы, приносящие дары роженице, и служанка-повитуха в Евангелии не упоминаются, они появились из иконографии сходного сюжета – Рождества Богоматери. Во время избиения младенцев царем Иродом Елизавета с младенцем Иоанном скрылась в расступившейся горе; после ее смерти ангел отвел отрока Иоанна в пустыню и приносил ему пропитание.
Эта сцена не соответствует отдельному празднику и не стала самостоятельным сюжетом, встречаясь только в житийных циклах. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, подобно Рождеству, изображается на отдельных иконах (отмечается 29 августа / 11 сентября). Представленная в данном случае иконография сложилась еще в XVI в. и была очень устойчивой. Обретение главы Иоанна Предтечи, согласно тексту жития, происходило трижды. Как в византийской, так и в русской иконографической традиции эти обретения смешивались друг с другом и объединялись (первое и второе обретения празднуются совместно, 24 февраля / 9 марта, третье – 25 мая / 7 июня). В данном случае представлен вариант, принятый в палехско-мастерском иконописании, но не совпадающий ни с одним из трех описаний жития: у чаши с главой представлены монах с лопатой и коленопреклоненный игумен.
Св. Иоанн Предтеча почитался не только как «наибольший из людей» после Христа, но и как покровитель детей, податель урожая, помощник в пчеловодстве. Образу усекновенной главы следовало молиться от головной боли.
При онлайн оценки иконы, на стоимость большое влияние оказывает сюжет. Поэтому к его изучению эксперты подходят основательно.
наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!
Датировка и атрибуция: обработка доски, традиционность письма, характерные округлые лики и манера изображения ряда деталей (облачков, палат, горок) свидетельствуют, что образ был написан в Палехе или в одном из близких к нему «суздальских сел». Для этого региона характерна также иконография центрального изображения и житийных сцен. Очень близкую иконографическую и стилистическую аналогию представляет икона, несомненно палехского происхождения, из собрания В.В. Кургузова. Однако размещение в центре атрибутируемой иконы не ростовой фигуры св. Иоанна, а его усекновенной главы совершенно необычно и неизвестно по опубликованным памятникам.
Почти монохромный лик св. Иоанна отличается тонкостью письма. Темное вохрение должно, по замыслу автора, передавать мертвенность усекновенной главы. Моделировка ведется за счет очень незначительной разбелки, которая тем не менее полноценно формирует объем. Тонкий нос, высокий лоб, маленькие, плотно сомкнутые уста создают образ столь же одухотворенный, сколь и аскетичный. Очевидно, из западноевропейского искусства заимствован прием изображения глаз: они открыты, но радужки заведены за верхние веки, наглядно демонстрируя состояние плотской смерти . Помимо этого, только едва заметный красно-коричневый мазок на шее говорит о свершившейся трагедии. Волосы св. Иоанна, написанные желтой и черной краской по коричневому фону, закручиваются прихотливыми завитками – «космочками», словно продолжая жить собственной жизнью. Эстетизация изображаемого принципиально отличает атрибутируемое произведение от европейских гравюр, очевидно, послуживших его иконографической основой.
Яркая декоративность житийных клейм подчеркивает трагизм центрального образа. Темный фон, напоминающий о лоне земли, где скрывалась Св. Глава, ассоциируется с тьмой смерти. Однако розовое лучистое сияние вокруг Бога Отца заставляет вспомнить о блаженной судьбе праведников, тем более что из уст Саваофа к главе святого исходит белильный луч, который, как известно из текстов XVI в., изображает дыхание Бога Отца. Благодаря этой редкой детали смысл композиции становится предельно ясным: Сам Бог воздвигнет праведников к вечной жизни.
Онлайн оценка иконы «образ Св. главы пророка Иоанна Предтечи, с четырьмя сценами жития» представляет редкий по иконографии и высокопрофессиональный по качеству образец традиционного иконописания Владимирской губернии второй половины XIX в. Она обладает как коллекционной, так и музейной ценностью.