- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Георгий победоносец икона
Оценка иконы Георгия Победоносца
Для экспертов антикварного салона «Дом Антиквара» поставили не самую простую задачу, цель которой сравнить икону коллекционера «Святого Георгия Победоносца» с аналогичной иконой по сюжету, которая хранится в Русском музее. Далее в статье мы подробно расскажем, как проходил анализ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Приобретена в 1989 году у частного лица из Новгорода и хранится у коллекционера более 23 лет.
СОСТОЯНИЕ. Изначально икона была с лицевой стороны покрыта настолько темной олифой, что при обычном дневном или искусственном освещении выглядела почти черной (см. фото 1989 года). Примерно раз в 5 лет протиралась раствором спирта, воды, масла и диметила для проявления олифы, ее размягчения и для сохранности красочного слоя. В 2005 году лицевая сторона была расчищена и укреплена. Задняя сторона иконы была покрыта частично сохранившимся и осыпающимся зеленым левкасом, была зачищена, как и торцы доски.
СРАВНЕНИЕ С ИКОНОЙ ИЗ ГРМ. Поскольку данная икона аналогична иконе из ГРМ большего размера, описание которой дано в каталоге: Смирнова Э. С. И др. Живопись Великого Новгорода 15 века. М., 1982, с. 227-228. Кат № 17, то есть смысл их сравнить.
ОТЛИЧИЯ ОТ ЭКЗЕМПЛЯРА ИЗ ГРМ:
1. На иконе из ГРМ нимб белый. Но это ошибка, по канону нимб должен быть золотым, как на данной иконе.
2. Что интересно, на иконе из ГРМ острие копья, выходящее из головы змия, не является продолжением линии древка копья, сильно смещено вправо. Это ошибка реставрации, так как на месте острия копья должен находиться черный рог, по форме аналогичный второму, коричневому рогу, выходящему из головы змия, что и видно на данной иконе. Острие копья не должно выходить из головы змия, так как по легенде «Сказание св. Георгия о змие» он «поразил змия копьем в гортань, царевна сняла пояс, повязала змию на шею, привела в город, где Георгий отрубил змию голову мечем, после чего жители города приняли христианство». Часть черного рога рядом с острием копья сохранилась и на иконе из ГРМ.
3. Сектор между крылом змия, горкой и шеей змия на иконе из ГРМ бурого, красно-коричневого цвета. Но это просто часть красного фона, что более правильно и что видно на данной иконе.
4. На данной иконе задняя нога коня выходит на лузгу и поле ковчега, имеет более правильную форму, чем на иконе из ГРМ.
5. На данной иконе хвост коня выходит на поле ковчега, имеет более правильную форму и заканчивается тупой линией, а не острой, как на иконе из ГРМ.
Вывод. Данная икона ввиду лучшей сохранности и сохранила большее количество изначальных правильных деталей, чем неточно отреставрированная ввиду утрат икона из ГРМ.
ГРАФЬЯ. Графья видна на осыпи кисти руки Георгия, держащей древко копья (видна прорисовка пальцев), вокруг хвоста коня, выходящего на поле ковчега, и на уздечке на шее коня. Значит, графья была наложена изначально на всем поле лицевой стороны данной иконы.
ДОСКА. Скол на доске посередине правого ковчега – темного цвета, как это и бывает на доске древних икон.
Сколы и округленные углы доски бывают только у старых икон, так как углы повреждаются и стираются при хранении на протяжении длительного времени, что и видно на данной иконе.
Задняя сторона доски на момент приобретения иконы была покрыта темно-зеленым левкасом, который в период реставрации зачистили. Изначально задняя сторона доски иконы была неровной и затем перед поновлением и покрытием темно-зеленым левкасом была сглажена инструментом от 2-х до 5 мм, что видно по торцам вверху и внизу, для защиты от жучков и изгиба из-за высыхания. Поэтому доска не имеет сильного изгиба. Также изгибу препятствовало то, что доска вырезана из середины ствола дерева, что видно по годовым кольцам на торцах сверху и снизу.
Торцы также были закрашены зеленой краской, аналогичной зеленой краске рамки иконы по золоченому ковчегу или черно-зеленому цвету левкаса задней стороны. В 2016 году боковые торцы были также зачищены, стали видны следы красной краски от позднего поновления и охры по белому левкасу, скорее всего, торцы доски иконы были изначально покрыты тонким белым левкасом и охрой.
Следы от гвоздей на торцах говорят о том, что изначально на иконе была басма. На торцах сверху и снизу между годовых колец доски видны провалы, так как со временем доска гниет, крошится и выпадает между годовых колец – это признак старой доски.
ПОНОВЛЕНИЕ ИКОНЫ. Судя по твореному золоту полей ковчега и нимба, икона была поновлена в 18 веке, изначально охряные, коричневые поля ковчега были покрыты твореным золотом, обведены зеленой рамкой и малиновой полосой на рамке сверху и снизу, вновь покрыта олифой, попавшей в место утраты красочного слоя по красному фону под плащем Георгия, и закрашены торцы и задняя сторона иконы. Тогда же был вновь покрыт золотом нимб Георгия и на древке копья сверху появился маленький крест.
КОВЧЕГ. Икона имеет идеально выполненный глубокий ковчег, округленную гладкую лузгу, так как по ней идет живопись и важные детали изображения, выходящие даже на поля ковчега. Как и у древних икон, верхнее и нижнее поле ковчега шире, чем левое и правое, что очень важно для экспертизы.
СОЧЕТАНИЕ КОВЧЕГА И ТОРЦЕВЫХ ШПОНОК. Наличие идеально выполненного ковчега древнего типа является настолько важной характеристикой иконы, что полностью снимает вопрос о шпонках, почему шпонки торцевые, а не на задней стороне доски. Архаический ковчег делает вопрос о шпонках второстепенным. Скорее всего, торцевые шпонки использованы потому, что на задней стороне доски, вырезанной из середины ствола дерева, есть 6 сучков, с одной стороны, препятствующих врезке шпонок, а с другой стороны, сами выполняющие роль врезных шпонок для укрепления доски, если только торцевые шпонки не врезаны позднее, в 18 веке.
Кроме того, врезные шпонки на задней стороне иконы из ГРМ играют роль скрепления иконы, состоящей из 2-х досок, а данная икона сделана из одной доски. На византийских иконах малого размера подчас вообще не было шпонок, среднего размера – имели торцевые шпонки, а большого размера – имели задние шпонки.
РАЗМЕР ИКОНЫ. Данная икона по размеру 39,5 см на 28 см – меньше размера иконы из ГРМ -58,5 см на 42 см. Но если составить пропорцию 58.5 х 28 = 42 х 39,5, то получится 16 380 = 16 600, то есть совпадение в пропорциях почти полное, различие меньше 1 %! Это говорит о высоком мастерстве автора и наряду с высоким мастерством живописи, сохранностью дополнительных деталей, особенностью надписи позволяют предположить, что обе иконы, возможно, нарисованы одним и тем же иконописцем.
Толщина доски данной иконы – 3 см, как и у иконы из ГРМ, что также навряд ли является случайным совпадением.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ. Икона имеет признаки сильного влияния византийского стиля, так как Русь испытывала в то время византийское влияние в иконописи. Прежде всего – вытянутая вверх форма иконы, затем - надпись «Св. Георгий» не на русском, а на греческом языке – «ОАГ ГЕОРИЙ», да и сам стиль, сюжет иконы испытывает византийское влияние. Также красный киноварный фон мало характерен для более поздних русских икон. Феофан Грек и Дионисий также писали в византийском стиле.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Когда эксперт видит расчищенную яркую икону архаического письма с глубоким ковчегом и живописью, выходящую не только на лузгу, но и в 4-х местах (хвост коня, плащ Георгия, древко копья, нога лошади) на поле ковчега, его охватывает растерянность, так как он никогда ничего подобного не видел и не держал в руках. А не найдя сзади шпонок и видя только следы недавней расчистки лицевой стороны, зачистки торцов и задней стороны, он, не раздумывая, назовет скорее икону поздней копией, чем подлинником, не вникая в другие экспертные искусствоведческие детали и даже не зная, что прототип из ГРМ был найден только в 1937 году и в том же году расчищен и реставрирован.
ВИД ИКОНЫ ПОСЛЕ РАСЧИСТКИ. Первоначально икона была покрыта настолько темной олифой, что при обычном дневном или искусственном освещении казалась черной, блестящей (см. фото поверхности и кракелюра 1989 года). Изображение проглядывало только на солнечном свете или при сильном освещении. Задняя сторона и торцы также были покрыты черно-зеленым левкасом (его следы видны в углублениях на задней стороне доски), затем многократно зачищались и протирались раствором воды, спирта, диметила и масла.
После расчистки, укрепления и покрытия лаком в 2005 году лицевая сторона иконы стала выглядеть иначе, как бы «новой», поэтому эксперту трудно поверить, что это древняя икона. Хотя икона из ГРМ также была в 1937-1938 годах не только расчищена и укреплена, но и дописана и также, аналогично выглядит «новой».
ПОЛЯ. Как и на древних иконах, верхнее и нижнее поле ковчега (3,3 см) шире, чем левое и правое (2,2 см), что очень важно для экспертизы. Так же, как и на иконе из ГРМ. На данной иконе поля покрыты несколькими слоями по левкасу: красный, коричневый, оранжево-коричневый. То есть до поновления они были охряного цвета. При поновлении поля были покрыты твореным золотом, обведены зеленой рамкой, а сверху и снизу еще и малиновой полосой. Тогда же на верхнем конце копья появился крест и золотом повторно был покрыт нимб и прописан плащ, затем повторно положена олифа, затекшая, в частности, в место утраты (ямка) на красном фоне слева посередине.
ОСНОВНОЙ ДОВОД В ПОЛЬЗУ ПОДЛИННОСТИ. Икона из ГРМ была найдена в 1937 году, поступила из Областного музейного фонда, из села Манихино Волховского района Ленинградской области. И в 1937-1938 годах уже отреставрирована в ГРМ Н. Е. Давыдовым и Я. В. Сосиным: «Вставки позднего левкаса и поздней живописи слева и справа внизу. Реставрационные прописки на фоне, благославляющей деснице, плаще и седле Георгия, на змие» (Каталог, с 227).
Способы реставрации в 1937-1938 годах были еще недостаточно совершенными, и при снятии олифы многие мелкие детали, видимо, были утеряны, особенно, в нижней части иконы, а затем дописаны, в связи с чем и возникли отличия с деталями данной иконы, лучше сохранившей детали изначального вида.
Многие коллекционеры и эксперты считают, что икона из ГРМ была известна еще в царские времена, как, к примеру, БМ Владимирская, но, что она была найдена только в 20 веке, в 1937 году, а ее изображение в альбомах стало популярным позднее, с 1960-х годов.
Значит, если данный экземпляр иконы датируется временем до 1937 года, то уже только по этой причине он подлинный, так как его не с чего было копировать. Да и копия не может иметь больше сохранившихся деталей, чем подлинник.
ПОПУЛЯРНОСТЬ ДАННОГО ТИПА ИКОНЫ. Во второй половине 20 века икона Св. Георгия на красном фоне из ГРМ стала настолько популярной, что попала на обложки многих альбомов и книг, ее популярность превысила популярность БМ Владимирской 11 века и сейчас изображена на современных российских монетах мелкого достоинства, а также на больших серебряных и на золотых монетах Госбанка РФ.
КРАКЕЛЮР. Кракелюр на иконе сплошной, разнообразный. Наиболее мелкий – на белом коне, сочетающийся с крупным. Крупный – по всему красочному слою. Менее заметен на полях ковчега в связи с их поздним поновлением и покрытием твореным золотом.
ЛЕВКАС. Левкас иконы белый, твердый, окаменевший.
ПАВОЛОКА. В Каталоге новгородских икон в описании иконы из ГРМ сказано кратко: «Паволока». Рентгеновский снимок данной иконы показывает сплошную паволоку по всему полю иконы, паволока крупнозернистая, ее видно на сколах левкаса на левом нижнем углу иконы и справа на ковчеге у ног коня. Наличие паволоки и левкаса способствовало хорошей сохранности иконы.
НАДПИСЬ. Надпись на иконе сделана не на русском, а на греческом языке: не СТ (святой) ГЕОРГИЙ, а ОАГ (оагиос) ГЕОРИЙ. До 16 века вместо СТ писали ОАГ. Вместо ГЕОРГИЙ написано архаическое ГЕОРИЙ. Кроме того, надпись почти полностью идентична надписи на иконе из ГРМ. Отличие в надписи: в слове «ИС» у благословляющей руки на данной иконе над буквой «И» есть 2 точки и титла, что более правильно, так как 2 точки над буквой «И» есть в слове «ГЕОРИЙ», а титла обозначает сокращение. На иконе из ГРМ двух точек и титлы нет. Предположить, что копиист сделал греческую надпись и более правильную, чем на иконе из ГРМ, просто невозможно.
УПРОЩЕННЫЙ ПОДХОД. Не рассмотрев фото иконы до расчистки, не разобравшись в деталях изображения, левкасе, паволоке, графье, стертых углах доски, ковчеге, делать какие-либо выводы только по отсутствию задних шпонок и наличию торцевых – явно необоснованно.
ЦВЕТ ДЕРЕВА ДОСКИ. У старых досок цвет дерева не белесоватый, желтовато-серый, как и на данном экземпляре, цвет дерева доски виден на торцах и протертостях задней стороны – желтовато-серый, значит, дерево старое.
ЛИК СВ. ГЕОРГИЯ. На данной иконе лицо Георгия более каноническое, с изогнутой бровью, длинным носом, большими глазами. Что интересно, на ощупь - щеки, лоб и нос Георгия изображены немного выпукло, как бы создавая объемность. На иконе из ГРМ лик Георгия менее канонический, с круглыми бровями, нос короче, глаза меньше.
СЛЕДЫ ГВОЗДЕЙ НА ПОЛЯХ, БАСМА И ЗОЛОЧЕНЫЙ КОВЧЕГ. На иконе из ГРМ на полях ковчега видны следы от гвоздей (в Каталоге не описаны). Это означает, что поля ковчега были покрыты серебряной позолоченной басмой. На данной иконе также видна шляпка гвоздя на правом верхнем угле поля ковчега, видны следы парных гвоздей (скоб) на верхнем и нижнем торцах и одиночных гвоздей на правом и левом торцах, значит, и на данном экземпляре была басма. Наложенное позднее на данной иконе твореное золото на поле ковчега как бы заменяет утраченную басму, сохраняя изначальный эстетический канон. Икона из ГРМ без басмы и без золота на полях и нимбе искажает изначальный эстетический канонический вид иконы.
ВЫВОД. Сравнение 2-х экземпляров иконы св. Георгия данного типа взаимно подтверждают подлинность друг друга через анализ деталей (позолоченный ковчег и нимб, копье и черный рог, красный сектор около змия; хвост коня, выходящий на поле ковчега; копыто, выходящее на лузгу слева; лик Георгия; надпись), позволяют восстановить первоначальный облик. Изображение на данной иконе более правильное и информативное, чем экземпляр из ГРМ, найденный в 1937 году, имевший больше утрат и отреставрированный с ошибками.
Если у Вас остались вопросы, как специалисты Дома Антиквара оценивают иконы, мы готовы помочь Вам:
Наш адрес
"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.Как мы работаем
Часы работы:8.00-23.00 Пн.-Вс.
Телефон
8 (926) 770-67-21