Рассмотрение сюжета серебряной иконы Воскресение Христово


ДомАнтиквара

С начала 16 века стало популярным к иконам изготавливать серебряные оклады. Это веяние породило большое количество именитых фабрик ювелирных дел, которые представляли интересы Руси на международных выставках. Сегодня в Дом антиквара привезли на оценку великолепный предмет 17 века – икону Воскресение Христово.

Краткая информация:

  • Сюжет: Воскресение Христово.
  • Время: Конец XVII – начало XVIII века. Мастер Оружейный палаты
  • Материал: Дерево, левкас, темпера.
  • Размер: 54 х 44 х 3,4 см.о
  • Серебряный оклад: оклад 1765 года. Москва. Неизвестный мастер «ОВП». Серебро. Золочение, чеканка, гравировка, канфарение.
  • Клейма: поставлены на четырех пластинах, закрывающих поля иконы, на венце и на ризе Спасителя. Клейма: городское Москвы – на щитке с овальным завершением «Ездец, едущий вправо» и в нижней части год 1765, альдермана Петрова Федора (работал в 1759 – 1784 гг.), неизвестного пробирного мастера – «В.А», работавшего в 1760 – 1794 гг., неизвестного мастера-серебряника – «ОВ/П».

Сохранность старинной иконы

Основа чуть деформирована. Потертости древесины по периметру. Выщерблинки. Стыки между досками чуть разошлись. Икона реставрирована, при этом сохранность авторского слоя хорошая. По левому стыку трещина грунта, мелкие тонировки. Местами незначительные потертости и утраты красочного слоя. Незначительные потертости золота и серебра на нимбах, одеждах, крыльях. На раме видны разрывы металла по сгибам.

фото иконы воскресение христово

Описание

Основа состоит из 3 досок. Две торцевые шпонки. Без ковчега. На иконе представлено «Воскресение Христово», в виде «Сошествия в ад», соответствующая надпись на верхнем поле: «Образ Воскресение Гда Нашего IИСА ХА». В центре композиции, попирая перекрещенные врата ада, стоит фронтально Христос, у которого в левой руке прапор (штандарт) на длинном древке, а правой Он держит за руку праотца Адама. Древко увенчано крестом, крест помещен и на самом прапоре. От фигуры Христа исходит сияние, которое видно за пределами закрывающей его серебряной ризы. Вокруг сияния помещены десять херувимов и серафимов с красными и сине-зелеными крыльями. По сторонам от Спасителя, у Его ног, поднимающиеся из ада ветхозаветные праведники. Слева – праотец Адам, за ним праматерь Ева и другие. Спрува – Иоанн Предтеча, ветхозаветные пророки и цари Давил и Соломон и др. Святые облачены в красные, синие, оливковые, охристые, розовые одежды, которые обильно разделаны золотом. Фон небесно-голубой, по периметру композиции облака. Позем пейзажный, с кустиками. Нимбы золотые. Поля закрыты серебряной рамкой.


Добавьте только одно фото для быстрой оценки:
Добавьте более двух фото выбрав на мобильном или удерживая Ctrl на ПК:

На старинной иконе хорошо видна авторская графья. Личное выполнено по оливковому санкирю светлой чуть розоватой охрой, положенной несколькими постепенно высветляющимися слоями, затем на щеках, на губах и вокруг них, в уголках глаз, на мочках ушей и шее положена яркая подрумянка. Наиболее светлые участки ликов пройдены белилами. Рисунок черт, описи носа и глаз, волос выполнены темно-коричневой краской. Белильные блики положены около радужных оболочек глаз. Слезники подчеркнуты белильными точками. Зрачки – черные.

Икона украшена узкой рамкой по полям. Орнаментика рамки имеет растительный характер – это вьющийся стебель с листьями и плодами. На верхнем поле чеканная надпись вязью: «Образ воскрние Хрстово». Центральное изображение – фигура Христа в мандорле- закрыто чеканной ризой, на которой передан рисунок одеяний (хитона и гиматия), овальной мандорлы с двойным сиянием. Ризой закрыт и прапор. Венчик с сиянием, повторяющим по характеру лучей мандорлу. В перекрестье нимба вычеканены традиционные буквы «wон», означающие «Аз есмь сый» (сущий). Между ветвями креста помещены розетки. Растительные мотивы, воплощенные на рамке этой иконы очень типичны для русского серебра первой половины XVIII в.

Иконография

Это один из древнейших сюжетов христианской иконографии. Литературный источник – апокрифическое Евангелие Никодима, а также – про образовательные тексты Псалтири и библейских пророчеств, святоотеческая литература, богослужебные тексты.

Иконография «Сошествия во ад» и изведения праотцев из ада сложилась к VIII – IX вв. На Руси в конце XVI в. создается новая иконография этого сюжета, с включением «Восстания Христа из гроба», которое своим появлением в русской иконописи обязано влиянию западноевропейской традиции. Позднее получает развитие пространная редакция, в которой «Восстание из гроба» помещается в верхней части композиции, в нижней же части – «Сошествие во ад». В данном случае мастер использовал вариант, в котором традиционная иконография получила особые нюансы. Фигура Спасителя занимает почти все пространство иконы. Он представлен восставшим из гроба и держащим за руку Адама, которого выводит из ада, как и других ветхозаветных праведников.

Праведники изображены как бы только-только поднимающимися из адской пропасти. Христос попирает врата ада, которые в это время, как правило, изображаются очень натуралистично – с железными петлями, гвоздями и другими деталями. В нашей иконе врата украшены золотым орнаментом, художник изобразил петли, гвозди.

сюжет иконы Христово воскресение

В левой руке Иисуса знамя. Деталь заимствована русской иконописью в XVII в. из западных источников. Выделение праотца Адама, так же как и его изображение по правую руку от Христа, вполне традиционно. Иконография характерна для конца XVII – начала XVIII веков и, именно, для мастеров Оружейной палаты и их ближайших последователей (илл. 1, 2). Близкие по основной схеме, эти иконы имеют различные композиционные особенности. В основе иконографии лежат западноевропейские гравюры, в большом числе расходившиеся по России, начиная с середины XVII в. (хотя известные и раньше).

Датировка и атрибуция

Старинная икона в серебряном окладе прошла визуальное и историко-художественное исследование. Образ написан мастером, отлично знавшим особенности приемов мастеров московской Оружейной палаты. Воспитанный в традициях «живоподобия», манеры разработанной этими мастерами, художник написал личное в полном соответствии с принципами многослойной «световидной» и «живоподобной» живописи изографов Оружейной палаты. Автор прекрасно моделировал фигуры персонажей. Колористические принципы в исследуемой иконе также близки к принципам «оружейников». Характерным для иконописи мастеров Оружейной палаты позднего XVII и первой половины XVIII в. было использование в надписях шрифтов с грецизмами (например, вместо русской «С» писали греческую букву «»). Эту особенность мы видим и на иконе «Воскресение Христово». Как и другие художники, работавшие в этой манере, в целом он опирался на древнюю иконописную традицию, но более реалистично, чем предшественники, передавал черты ликов, пластику форм. Мастер не только владел техникой «световидного» письма, но сумел создать очень выразительные образы. Произведение отличается эффектной композицией, прекрасным насыщенным колоритом, мастерским изображением разнообразных ликов, сложных поз и жестов, выразительной передачей внутреннего состояния персонажей. Особым мастерством исполнения, задушевностью и мягкостью выражения отмечен образ Спасителя.

Серебряные рамка и риза Спасителя выполнены высокопрофессиональным мастером серебряником. Прекрасной работой отличается орнаментальная рамка с характерным растительным орнаментом, но особенно виртуозно исполнена риза Спасителя. Уровень работы этого ювелира сравним с лучшими кремлевскими изделиями своего времени. Безусловно, данное произведение было предназначено представителям аристократического рода или выполнялось по их заказу.

Икона Воскресение Христово конца XVII – начала XVIII в. в рамке и ризе московской работы 1765 г. принадлежит к произведениям русской традиционной культуры. Имеет большое историко-культурное, художественное и музейное значение.


Для того, чтобы купить или оценить икону Христово Воскресение обратитесь к экспертам Дома Антиквара по телефону 8 495 968-60-77 или воспользуйтесь wathsapp (viber) для отправки фотографий на номер 8 (903) 968-60-77.


Оценить икону

Продать икону

Определить цену

Наш адрес

"Дом Антиквара" 119002 Москва, ул. Старый Арбат, д.44 стр.1

Как мы работаем

Часы работы:
8.00-23.00 Пн.-Вс.

Телефон

Тел.:
8 (495) 968-60-77
Моб:
+7-(903)-968-60-77