Рассмотрение сюжета иконы Святитель Николай


ДомАнтиквара

В этой статье мы хотим предложить Вам разобраться, что такое антикварные иконы, какова стоимость антикварных икон, как их оценивают эксперты и как отличить подделку от настоящих антикварных икон.

Предлагаем в качестве примера, взять за основу оценку иконы "Святителя Николая".

икона Николай святой

Антикварная икона изготовлена: дерево, левкас, темпера.

Размеры иконы: 17,7 х 15 см.

Для того чтобы оценить антикварную икону, необходимо изучить сохранность иконы, сюжет, место и век написания иконы.

Рассмотри более подробно антикварную икону "Святитель Николай":

Сохранность иконы: антикварная икона представляет собой врезок фрагмента старой иконы в относительно новую доску. По иконе (врезку) проходит вертикальная трещина. Живопись антикварной иконы в целом имеет хорошую сохранность. На лике присутствуют загрязнения и старая олифа, несколько искажающие образ Николы (большие тени под глазами). На авторском красочном слое, в том числе и на лике, имеются незначительные потертости. На изображении фелони - несколько мелких вставок по границе врезка. На фоне имеются незначительные чинки. Надписи поздние.

Икона представляет собой сохранившийся фрагмент ростового, либо поясного изображения святителя Николая, о чем свидетельствуют фрагмент Евангелия с красным обрезом и виднеющиеся пальцы благословляющей руки. Как правило иконописцы писали "Святителя Николая" вот так:

старинная икона Николая чудотворца фото
фото деревянной иконы 18 века

Святитель Николай Чудотворец - епископ города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре). Жил во времена императора Константина Великого: источники VI-VIII веков сообщают о явлении святого императору во сне, когда речь шла о спасении от казни трех невинно осужденных. Его подвижническая жизнь и чудеса еще при жизни снискали ему славу. Согласно церковному преданию, в 325 году святитель принял участие в Первом Вселенском соборе в Никее, где осудил ересь Ария и в порыве дискуссии дал ему пощечину, за что был заточен в тюрьму и незаслуженно лишен сана. В тюрьме ему явились Спаситель и Богоматерь, возвратившие ему знаки епископского достоинства - Евангелие и омофор. Это событие вошло в историю как "Никейское чудо" и стало изображаться в иконописи. Среди посмертных чудес св. Николая особое место занимает помощь путешествующим по морю, что послужило причиной его активного почитания как покровителя мореплавателей. Святой Николай был похоронен в Мирах Ликийских. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари. В греческой традиции празднуется только преставление (успение) св. Николая (6/19 декабря). Тайне перенесение его мощей в Бари греки считают воровством святыни. Наоборот, на Руси, где святитель Николай пользуется особым почитанием, этот праздник стал одним из любимых. Перенесение мощей в Бари отмечается 9/22 мая.

В русском искусстве иконография святителя Николая отличается большим разнообразием. Для Средневековья было характерно тиражирование чудотворных антикварных икон святителя, таких как "Никола Можайский", "Никола Великорецкий", "Зарайский" и др. Большое распространение получили оплечные и поясные изображения св. Николая, которые использовались в качестве аналойных икон и домашних моленных антикварных икон.

фрагмент фото иконы Николай святой

Описание сюжета антикварной иконы: Святитель Николай изображен в коричневой фелони с белым омофором, который украшают большие черные кресты. Лик святителя слегка повернут вправо (от зрителя). Рисунок лика выразителен. Борода и волосы святителя "седые", на лбу волосы расходятся мягкими широкими прядями. Личное письмо имеет красноватый оттенок. Лоб и скулы святителя смоделированы мелкими белильными светами-оживками. Как отличительную особенность следует отметить "мягкость" выражения лика святителя.



Типология изображений святителя Николая в коричневой фелони, с белым омофором и благословляющей пред собой правой рукой получила распространение в иконописи конца XIV - первой половины середины XV века. Сохранившиеся антикварные иконы восходят преимущественно к новгородской традиции и из деревни Пирозеро. Образы из деревни Пирозеро принадлежат к двусторонним запрестольным иконам (на лицевой стороне изображалась Богоматерь с Младенцем, а на обороте - святитель Николай), которые были широко распространены в искусстве XV - XVI веков. Часто подобная иконография с Евангелием и благословляющей перед собой десницей использовалась для средников житийных антикварных икон.

Манера личного письма, сам тип лика св. Николая на исследуемой антикварной иконе близки кругу памятников, чье происхождение связывается с искусством новгородской провинции второй половины XV века. Наличие загрязненной олифы и некоторые утраты моделировок лика святителя создают впечатление некоторой графичности, как на некоторых провинциальных антикварных иконах первой половины столетия. На исследуемой антикварной иконе мастеру удалось сочетать четкий рисунок и пластику живописи. Стремление к передачи объема лика отчасти заметно на изображении лба - надбровные дуги-морщины переданы зеленоватым цветом проступающего санкиря, а не линиями рисунка. Попытка передачи пластики личного в сочетании с плоскостной графичной проработкой одежд святого во многом была присуща искусству последней трети XV века.

Таким образом, исследуемая антикварная икона - произведение живописи последней трети XV века. Икона имеет историко-культурное, художественное и музейное значение.

Если Вы хотите оценить икону "Св. Николая":

наши менеджеры всегда готовы помочь и ответить на все вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!

Наш адрес

"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.

Как мы работаем

Часы работы:
8.00-23.00 Пн.-Вс.

Телефон

8 (926) 770-67-21