Икона Спас Нерукотворный


ДомАнтиквара

Салон «Дом Антиквара» оказывает помощь в оценке и продаже старинных икон. В команду нашего антикварного салона входят эксперты аккредитованные Росохранкультурой и являются профессорами по древне русской живописи. Поэтому процесс скупки икон а отличие от многих ломбардов кардинально отличается. В первую очередь эксперты составляют заключение, которое включает:

  • • описание иконы;
  • • сохранность;
  • • иконографию;
  • • атрибуцию

Общая информация:

  • • Время написания иконы вторая четверть – середина XVIIв. (17 века);
  • • Регион - центральная Россия;
  • • Материал: дерево, левкас, темпера;
  • • Размер: 27 х 22,5 х 2,2 см;
  • • Оклад-рамка: серебро, чеканка, канфарение, гравировка, изготовлен в Москве 1835 году;
  • • Клейма на нижнем торце рамки: проба серебра 84, на щитке герб Москвы «Георгий на коне, едущий вправо», пробирного мастера Николая Лукича Дубровина, работавшего с 1822 – 1855 г.г. Венец без клейма.
Скупка старинных икон Спас Нерукотворный

Сохранность иконы.

Основа слегка деформирована, шпонка утрачена. Незначительные выщерблинки древесины, царапины, потертости по углам, загрязнения, гвоздевые отверстия на обороте и по торцам (от оклада). Остатки рубашки под гвоздями. Лицевая сторона – внешний ковчег был стесан, замастикованные утраты грунта и красочного слоя по периметру иконы. Выпады грунта в местах отверстий от гвоздей по лузге. Гвоздевые отверстия, частично заделанные, говорят о том, что, скорее всего, на полях была металлическая (серебряная) басменная рамка, которая предшествовала данному окладу. По лузге имеются трещины грунта, кое-где мастиковки. Незначительные потертости и выпады красочного слоя. Тонировки кое-где в области волосах и на плате.

Сохранность серебряного оклада.

Оклад деформирован, наблюдается патина и загрязнения, по отворотам отверстия от гвоздей. При этом видны следы чистки. Справой стороны разрыв металла на отвороте. Касты венца подвижны.



    Описание.

    Основа состоит из одной доски, укреплена врезной левосторонней фигурной шпонкой. Ковчег двойной. Лузга пологая. На иконе представлен Нерукотворный образ Спасителя с характерной типологией: лик с широкими скулами и узким подбородком, крупные миндалевидные близко посаженные глаза, прямой с аккуратными ноздрями нос, небольшие губы, небольшая раздвоенная на конце борода, образующая две «космочки», открывающая подбородок. Волосы, расчесанные на прямой пробор, пышные пряди волос на плечах (по две с каждой стороны). Белый плат стянут в верхних углах в узлы, по сторонам Лика мягко ложатся складки. Плат украшен черными орнаментальными мотивами, имитирующим расшитую ткань и черными полосами по верхнему и нижнему краю. В нижней части плата красная надпись, явно более поздняя, чем сам плат (перекрывает кракелюр), относящаяся ко времени переделки образа: «Нерукотворный образ Гсднь» с выносными «З» и «С». На нижнем поле плохо сохранившаяся белильная надпись, которая не читается, но ее можно восстановить на основе аналогий и по отдельным буквам: «Нерукотворный образ {Га НшеIса Ха}», вторая часть надписи практически не дает материала, поэтому помещена нами в квадратные скобки. На верхнем поле надпись: «IС ХС». Нимб оливково-зеленый. Фон и поля - охра, опушь – красно-коричневая.

    Оклад выполненный из тонкого листа серебра, закрывает поля и небольшие участки фона, оставляя открытым все изображение. На полях помещен характерный орнамент из пальметт, между которыми декоративный мотив – мелкий цветок с листьями. В углах помещены вазоны-корзины с цветами. Поля и фон разделены «жемчужником» и бордюром из стилизованных листочков. Вверху овальные рельефные картуши с монограммой Христа.

    Венец прикреплен непосредственно к иконе. Плоскость венца гладкая. Перекрестье выделено рельефными мелкими «бутонами» и ограничено по краям жгутиком. В перекрестье традиционные буквы «оwн» - первые буквы греческих слов «Аз есмьсый» (означает «Я есть сущий»). В междукрестиях помещены касты с разноцветными камнями.

    Иконография.

    «Спас Нерукотворный», одна из главных святынь христианского мира, считается первой и наиболее точной иконой Христа, так как, согласно преданию, отраженному в Повести о Нерукотворном образе византийского императора Константина VIIБагрянородного (Х в.), это изображение было оставлено самим Спасителем. Царь сирийского города ЭдессыАвгарь, болевший проказой, послал своего художника Ананию в Палестину к Христу с просьбой прийти к нему и попросить исцеления. Художник хотел, но не смог изобразить Христа из-за сияния, исходившего от Него. Христос омыл свой лик водой и отер платом. На плате появилось нерукотворное изображение Святого Лика, которое исцелило Авгаря. То есть появилось изображение Спасителя не по воле художника, а по божественному произволению. Согласно отцам Церкви, этот образ подтверждал как божественную природу Христа, так и реальность его пребывания на земле. Образ Спаса Нерукотворного был главным аргументом в борьбе против иконоборчества, поразившего православную церковь в VIIвеке.

    16 августа 944 года из Эдессы Нерукотворный образ был перенесен в Константинополь. После нашествия крестоносцев этот образ исчез. О первых упоминаниях Нерукотворенного образа, о создании Повести, о перенесении Образа в Константинополь и его судьбе после нашествия крестоносцев см. в книге: Евсеева Л.М., Лидов А.М., Чугреева Н.Н.

    Кроме того, врезные шпонки на задней стороне иконы из ГРМ играют роль скрепления иконы, состоящей из 2-х досок, а данная икона сделана из одной доски. На византийских иконах малого размера подчас вообще не было шпонок, среднего размера – имели торцевые шпонки, а большого размера – имели задние шпонки.

    В русском искусстве тема Спаса Нерукотворного была одной из наиболее важных. Этот образ почитался как защитный от всех вражеских сил (физических и духовных). Нерукотворный Образ вышивался на знаменах, помещался на иконах, крестах и др. Сохранилось большое количество образов Спаса разных изводов. Данный извод (Лик Христа с раздвоенной бородой, прядями волос по плечам, со свисающим складками платом с углами, завязанными узлами) появился на Руси не позднее XIVв. Очень большое распространение образ этой иконографии получил в XV – XVIвв. Тип лика Спасителя с характерной бородой и усами, воплощенный в данной иконе, формируется к концу XVI - началу XVIIв.


    Атрибуция.

    Проведенное визуальное и историко-культурное исследование позволяет говорить о том, что икона была написана во второй четверти – середине XVII(17 века), в Центральной России. На это указывает характерная для этого времени моделировка личного: сближенный санкирь и охрение, большая роль линии, скупые, но очень точные пробела, общий пониженный рельеф, графичность. Пробела фиксируют структуру формы, а сближенные санкирь и охрение образуют почти однородную плоскость. Красноватое охрение встречается, например, в памятниках Ростова и Ярославля. Автор иконы обладал талантом не менее важным, чем живописное мастерство: он умел наделить свои произведения большой выразительностью. Лик Спасителя в нашей иконе притягивает своим пронзительным взглядом, чуть-чуть опущенные уголки губ придают образу оттенок скорби. Все вместе создает ощущение открытости и сопереживания молящимся. Неудивительно, что эта икона была любима и неоднократно украшалась своими владельцами.

    Серебряный оклад по своему дукору и конструкции входит в группу памятников так называемого «николаевского ампира», стиля получившего свое распространение в 30-х годах XXв. (20века).

    Икона Спас Нерукотворный, созданная во второй четверти – середине XVIIвека, украшенная серебряным окладом московской работы 1835 года, представляет историко-культурный интерес и имеет историко-художественное и музейно-коллекционное значение.

    Антикварный салон «Дом Антиквара» готов Вам помочь оценить и продать иконы с сюжетом Спас Нерукотворный.

    Если у Вас остались вопросы, как специалисты Дома Антиквара оценивают иконы, мы готовы помочь Вам:


    Оценить икону

    Продать икону

    Определить цену

    Наш адрес

    "Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.

    Как мы работаем

    Часы работы:
    8.00-23.00 Пн.-Вс.

    Телефон

    8 (968) 885-53-53