Икона святая мученица Мария


ДомАнтиквара

Антикварный салон Дом Антиквара занимается коллекционированием икон с изображением святых (изменников) в стиле модерн. В этой статье хотелось бы провести оценку ростовой иконы изготовленной в стиле модерн святой Марии Константинопольской. Как только предмет попадет в руки эксперту, первым делом он описывает физические характеристики:

При проведении экспертизы применялся метод визуального, сравнительного, иконографического и стилистического анализа. Последовательность исследовательских процедур и последовательность изучения объектов экспертизы:

  • Размер: 61 х 30 х 2,5 см.;
  • Материал и техника: дерево, левкас, смешанная техника;
  • Регион: центральный регион, предположительно Москва;
  • Время: начало XX века;
  • Сохранность: основа слегка деформирована. На лицевой стороне незначительные потертости красочного слоя и золота, мелкие выпады краски над головой святой. На углах сколы грунта и утраты краски.

Описание иконы святой мученицы. Святая Мария изображена в рост прямо лично, с крестом в правой руке и левой рукой у груди. Мария облачена в светло-зеленое платье сверху покрыта красным плащом. На голове Марии белый повой, сапожки коричневые. Мученица представлена на фоне пейзажа со светло-коричневым поземом с редкими травами и розово-голубого неба. Нимб в виде двойной золотой обводки с орнаментом. Надпись золотом над головой святой «Св. Муч. Марiя». Изображение вписано в широкую рамку с внешним овальным завершением и внутренним пятилопастным. Рамка имеет «архитектурное» строение: боковые части с простым точечным узором напоминают колонны, у которых вверху «капители» с мелким растительным орнаментом. Они несут на себе арку с побегами, цветами, увенчанную крестом. Над нею – небесный свод со звездами. Внизу рамки – основание – декорированное растительными побегами с цветами. По периметру иконы – вверху – лента полукружий с цветами, по всему периметру двухцветный «поребрик». Манера письма живописная, со светотеневой проработкой личного и доличного.

скупка икон святой мученицы Марии в Москве

Фигура и лик святой пропорциональны, лик с правильными миловидными чертами. Колорит основного изображения построен на сочетании светлых приглушенных зеленого, красного, белого, коричневого и сложного розово-голубого, рамка построена на сочетании синих, зеленых, розовых цветов.


Иконография. В Православной церкви почитается несколько святых с именем Мария. Среди них есть преподобные, есть мученицы, есть отмеченные особыми чертами, что помогает их идентифицировать (например, Мария Магдалина мироносица, изображаемая, как правило, с сосудом). В данном случае, представлена мученица Мария, каковых в месяцеслове несколько. Возможно, это Мария Константинопольская, патрикия, пострадавшая вместе со многими другими подвижниками за святые иконы в 730 году при императоре иконоборце Льве Исаврянине (717 – 741). По императорскому указу все иконы должны были быть изъяты из храмов и домов и уничтожены. В Константинополе над так называемыми «медными» воротами со времен святого благоверного царя Константина Великого (324 – 337) была укреплена чудотворная икона Спасителя, сделанная из меди. Эту икону император и патриарх Анастасий приказали снять. Собравшийся народ возмутился этим святотатством. Всех защищавших император тут же предал смерти. Некоторые православные из знати были заключены в темницу. По приказу императора им сожгли лица раскаленным железом и отрубили головы. Святая Мария патрикия, которая не была заключена в тюрьму, узнав о предстоящей казни, добровольно приняла мученическую кончину. Тела мучеников были закрыты в Пелагиевой местности близ храма святого мученика Феодора и обретены нетленными через 139 лет. 22 (9) августа – день памяти Марии Константинопольской. Старинная икона, скорей всего относится к так называемым «мерным», то есть, заказана в честь рождения ребенка нареченного в крещении Марией. Размер иконы и единоличное изображение довольно редкой святой позволяют сделать такое предположение.

Атрибуция и датировка. Проведенное визуальное и историко-культурное исследование позволяет говорить о том, что икона была написана в начале XX века в стиле модерн. В ней очевидна характерная для модерна повышенная декоративность, что выразилось в великолепном обрамлении образа святой, в котором использовались специфические орнаментальные мотивы и формы. Изображение самой святой еще близко академической живописи, но в лике есть индивидуальность, которая отсутствовала и академической иконописи ранее. Скорее всего, написание иконы святой мученицы относится ко времени, которое предшествовало тотальному увлечению творчеством В. Васнецова и М. Нестерова, породившему особые типажи и приемы их написания. Мастер обладал прекрасным чувством колорита, формы, понимал орнаментальное искусство.

оборотная сторона ростовой иконы святой мученицы

Икона «Мученица Мария» исполненная в начале ХХ в. в одной из многочисленных иконописных мастерских Москвы, является интересным памятником стиля модерн и имеет историко-художественное и музейно-коллекционное значение.



Если Вам требуется оценить икону в стиле модерн, специалисты Дома Антиквара готовы не только назвать высокую рыночную стоимость но и помочь продать


Оценить икону

Продать икону

Определить цену

Наш адрес

"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.

Как мы работаем

Часы работы:
8.00-23.00 Пн.-Вс.

Телефон

8 (968) 885-53-53