Икона Святой Троицы


ДомАнтиквара

Уважаемые клиенты для того, чтобы быстро и дорого продать икону – довертись профессионалам. Для этого выберите не более трех антикварных салонов, покажите икону, которую Вы планируете продать. Далее по формированию средний цены, Вы можете смело ехать в тот салон, который предложил наилучшею цену. Стоит помнить, не стоит рассылать фотографии Вашей иконы по всей Москве, это только уменьшает стоимость вашего старинного предмета.

Сегодня нашим специалистам повезло, на оценку предоставлена очень ценная и старинная икона Святой Троицы. А если быть более точным, то это икона Троица Ветхозаветная, из праздничного чина иконостаса. Век написания предположительно 17 век (XVII), стиль русский север. Написана на дереве, паволока, левкас, темпера. Достаточно внушительный размер 59.8 х 35.5 х 3.5 см. По традиции начнем с исследования сохранности иконы.

Сохранность

Основа сильно деформирована. Верхняя шпонка утрачена, нижняя – сильно вышла из паза, подвижна. Нижняя шпонка – более поздняя, чем сама икона. По верхнему краю имеются выщерблины. Трещины древесины внизу по торцу, потертости по периметру. Видны следы жучка-точильщика (короеда). На лицевой стороне утраты грунта и красочного слоя по нижнему краю, незначительные – по бокам. На верхнем поле обширная тонированная чинка грунта, на нижнем – небольшая. Тонированные вставки на архитектуре слева, на фигуре центрального ангела в центре, на трапезе, в нижней части ковчега слева.

Описание

Прямоугольная основа имеет форму вытянутого прямоугольника. Доска одна. Шпонки врезные встречные, с ковчегом. Боковые поля – узкие, верхнее и нижнее – широкие. На иконе представлена «Троица Ветхозаветная».

скупка старинной иконы Святой Троицы

Три ангела восседают за столом с белильной столешницей, на которой стоят три чаши разной формы. Передняя часть престола декорирована золотом. Левый ангел изображен в легком повороте вправо, центральный – почти фронтально, правый ангел – в повороте к центру. Ангелы в розовых, синих и темных одеждах, с коричневыми крыльями с золотой разделкой. Волосы перевязаны белильными тороками. Вокруг голов ангелов золотые нимбы. Под ногами у правого и левого ангелов – светло-зеленые подножия. Видны коричневые седалища с золотым ассистом и розовые подушки – мутаки на них. Действие разворачивается на фоне зеленого здания со сложным завершением – шатра Авраама, дуба Мамврийского и горок, поднимающихся тремя отрогами. Фон и поля охряные. Опушь коричневая. Надпись темно-коричневая.



    Иконография

    На иконе представлен один из древнейших и наиболее распространенных сюжетов христианского искусства. Литературная основа – XVIII глава библейской книги «Бытие», где рассказывается о посещении праотца Авраама тремя ангелами, которым гостеприимный хозяин устроил трапезу. Ангелы предрекли престарелым Аврааму и жене его Сарре скорое рождение сына во исполнение обетования, данного Аврааму некогда Богом. Это событие в новозаветной традиции со временем начинает трактоваться как явление праведному Аврааму Триединого Божества – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого в виде трех ангелов. В иконографии существует два основных варианта изображения этого библейского сюжета: как «гостеприимства» Авраама и как образа Триединого Божества, Троицы нераздельной и единосущной. Хотя каждый из вариантов содержит всю полноту смысла, иконографические, символические и содержательные акценты в них различны. В данном случае на иконе представлен образ Триединого Божества, Троицы нераздельной и единосущной.

    Событие явления Аврааму происходило в Мамвре – долине с дубравами близ Хеврона. Эту землю указал Господь Аврааму при его исходе из Ура. Там Авраам создал жертвенник и шатер. Здесь Сарра, а потом и сам Авраам были похоронены. Поэтому в иконографии Троицы Ветхозаветной в центре изображается дуб, напоминающий о мамврийской роще, слева – палаты, напоминающие о шатре, в котором жил Авраам и его семейство, справа – горки – знак пустыни и земли.

    Оценка иконы Святой Троицы показывает, что скорее всего, была написана для праздничного чина иконостаса небольшого храма. Необычная форма говорит о своеобразной архитектуре храма, для которого была предназначена старинная икона. В северных деревянных храмах нередко характер пространства, места, предназначенного для икон, определял не совсем обычные пропорции произведений.


    Датировка и атрибуция

    Проведенное визуальное и историко-культурное исследование позволяет говорить о том, что данная икона Троицы была написана иконописцем, воспитанным в культурной традиции Русского Севера. Особенно характерен для этого региона колорит иконы, построенный на контрасте охр и зеленого цвета. Плоскостный характер архитектурного стаффажа, особенности построения горок указывают на первую половину – середину XVII века (17 века). Но в иконописи Русского Севера подобные особенности встречаются и во второй половине века.

    Свободное построение композиции, вписывающейся в сильно вытянутый прямоугольник, изящный рисунок вздымающихся отрогов горок, своеобразные палаты башенного типа говорят об опытном иконописце.

    Икона северного иконописца XVII века «Троица Ветхозаветная» является характерным памятником своего времени и региона. Имеет коллекционное значение и историко-культурное значение.

    Салон Дом Антиквара готов помочь быстро оценить икону Святой Троицы. Для того чтобы отправить фотографии иконы для оценки воспользуйтесь любым удобным для Вас способом: info@domanticvar.ru или 8 (903) 968-60-77.

    Если у Вас остались вопросы, как специалисты Дома Антиквара оценивают иконы, мы готовы помочь Вам:


    Оценить икону

    Продать икону

    Определить цену

    Наш адрес

    "Дом Антиквара" 119002 Москва, ул. Старый Арбат, д.44 стр.1

    Как мы работаем

    Часы работы:
    8.00-23.00 Пн.-Вс.

    Телефон

    Тел.:
    8 (495) 968-60-77
    Моб:
    +7-(903)-968-60-77