- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Старинные иконы и их стоимость в Москве
Как оценить стоимости старинной иконы
Оценка иконы возможна имея большой багаж знаний и опыта, поэтому настоящих профессиональных экспертов в области оценки икон достаточно мало. Чтобы с первого взгляда оценить цену икону при покупки, через руки эксперта должно пройти не меньше 100 схожих икон. В противном случае отличить письмо, доску, состояние просто невозможно.
И так, для того чтобы определить цену икону необходимо начать с простых шагов. С начало необходимо определить сюжет иконы, в данной статье мы будем оценивать икону Московских чудотворцев: "Свт. Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп".
Далее определяем размер, материал иконы и технику исполнения. Наша икона: дерево, левкас, темпера. Размер: 108,7 х 86 х 3 см.
Оценка оборотной стороны иконы: щит иконы состоит из 3-х досок дерева хвойной породы (лиственница), обработанной скобелем вдоль волокон. Доски плотно пригнаны, скреплены двумя узкими (4-5 см) сквозными шпонками. В ядровых частях центральной и правой доски иконы имеются сквозные вертикальные трещины. Оборот пропитан олифой, загрязнен.
Оценка лицевой стороны иконы. При оценки иконы необходимо скрупулезно посмотреть сюжет, под лупой рассмотреть написание ликов. Желательно максимально подробно расписать одежду святых, предметы в руках, узоры и цветовою гамму - все эти мелкие детали нужны для оценки иконы.
Наша икона: доска без ковчега. На первом плане изображены в рост, фронтально, три вселенских святителя: Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст. Во втором ряду видны митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона и Филипп. Все святители воздели руки в именословном благословении. Они облачены в подризники и саккосы с разрезными рукавами, с омофорами, главы покрыты митрами. Подольники и зарукавья саккосов, поручи на подризниках, а также палицы шиты крупными самоцветами и перлами по серо-коричневому или золотисто-охристому фону. Кресты на всех омофорах коричневые, с трехлопастными концами. Св. Григорий с недлинной округлой брадой повернул главу к центру, левой рукой держит массивную закрытую церковную книгу усаженной самоцветами. Он в красном подризнике, синий саккос украшен травным орнаментом и крупными розовыми розанами, омофор с синей притинкой и коричневым "муаровым" узором, митра синяя с белой опушкой. Св. Василий левой рукой опирается на посох из двух змиев. Св. Иоанн с короткой округлой брадой взирает на св. Василия, на перстах левой руки держит закрытую церковную книгу с серо-коричневой крышкой, усаженной самоцветами и перлами. Святитель одет в синий подризник, охристый саккос с веточками синих цветков, светлый омофор притенен синим.
Во втором ряду св. Иона с недлинной округлой брадой, в красном маккосе и красной митре с овальными цветными дробницами, в белом омофоре, с церковной книгой в правой руке. Св. Петр показан погрудно, именословно благословляет в оливковом саккосе и розовом омофоре, в левой руке церковная книга с бледно-голубой крышкой.. Напротив св. Петра представлен св. Алексий с длинной раздвоенной брадой, также держащий книгу , в бело-синем саккосе. Святой Филипп с короткой брадой расположен у правого поля иконы, в красном саккосе и розовом омофоре, с церковной книгой в охристом переплете.
наши менеджеры всегда готовы помочь и ответить на все вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!
Оценка общего сюжета иконы: Лики исполнены "живоподобно", с эффектом объема и рельефа, по темно-оливковому санкирю. У всех святых крупные носы с небольшими горбинками и округлыми кончиками, яркие уста естественных очертаний, в глазах выписаны белки, красные слезники, на коричневых радужках лежат белильные блики. Веки оконтурены белильными описями, редкие длинные ресницы написаны коричневой краской. Верхние губы, как и линия смыкания губ, изогнуты в форме лука, исполнены чистой киноварью, нижние - с разбелом. Волосы и бороды написаны по коричневой подложке, у старцев - мазками черной краски и белил, у средовеков - мазками светлой розовато-коричневой и темно-коричневой краски. Вместо нимбов вокруг голов показаны белильные лучи сияния. Именующие надписи исполнены по верхним контурам митр, коричневой краской с элементами вязи. Позем оливково-коричневый, условно-пейзажный. Фон иконы голубой. Поля темно-коричневые.
Оценка иконы на сохранность, в первую очередь надо рассмотреть утраты, потертости, состояния ликов. При оценки сохранности нашей иконы, эксперты резюмировали: сохранность хорошая. Точечные утраты и небольшие потертости красочного слоя. Развитый естественный кракелюр.
Оценка иконы на иконографию: Св. Василий Великий (около 329-379) получил блестящее светское образование, но предпочел духовную стезю и стал архиепископом Кесарии, а затем - Константинополя. Он составил чин литургии, разнообразные поучения и толкования, боролся с еретиками-арианами, за что подвергся ссылке. Святой Григорий Богослов (около 329 - 389) учился в Афинах вместе со св. Василием Великим, дружбу с которым сохранил на всю жизнь. После смерти святого Василия, будучи епископом города Назианзы, св. Григорий занял кафедру архиепископа Константинопольского, написал ряд богословных трудов. Святитель Иоанн Златоуст (347-407) был архиепископом Константинопольским, написал большое количество богословных сочинений и стал автором особого варианта чина литургии, помогал "в отчаянии". КРоме того, в XIX веке считалось, что св. Иоанн Златоуст покровительствует изучению духовной грамоты (т.е. ученым и философам), так как был автором многих основополагающих богословских трудов. Общее празднование трем святителям было введено в Канстантинополе в 1084 г. по случаю спора между христианами, кто из святителей достоин наивысшего почитания. В знак равенства их заслуг перед Господом, при Алексее Комниве установили дополнительное празднование 30 января. Этим святителям следовало молиться "о получении благополучного жития".
Святители Московские изначально считались покровителями Москвы. Вначале под влиянием иконографии трех Вселенских святителей- Ионна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова - сложилась композиционная схема с тремя московскими святителями - Петром, Алексием и Ионой. Святой Петр, правивший Русской Церквью с 1305 по 1326г. переехал по приглашению Ивана Калиты из Владимира в Москву и вскоре после кончины был прославлен как первый московский чудотворец. Св. Алексий, сын московского боярина Федора Бяконта. Еще при жизни он сотворил чудо, исцелив от слепоты ханшу Тайдула.
Оценка датировки и атрибуции иконы: особенности живописи не оставляют сомнений в принадлежности иконы к иконописному варианту провинциального барокко второй половины XVIII века. Этот стиль сложился на основе традиций "школы Оружейной палаты" - искусства царских мастеров второй половины XVII в. раннего петербургского барокко. Он получил распространение в тех регионах, где в 18 веках имелись крупные иконописные центры и работали мастера Оружейной палаты. В основу нашей иконы легла доска из тяжелой хвойной древесины (лиственница), такие иконы характерны северным частям России (Урала, Сибири). Стилистические черты живописи и характер исторического наследия перечисленных областей позволяют с уверенностью отнести атрибутируемый памятник к творчеству иконописцев Северной России.
Атрибутируемая икона "Свт. Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, метрополиты Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп" является произведением русской иконописи второй половины XVIII в. и обладает первостепенным коллекционным музейным значением.
Таким образом проведенная оценка иконы позволяет нам воссоздать полную картину написания иконы. Благодаря детальному изучению, мы можем судить о:
- 1. цене иконы
- 2. способах продажи иконы
__________
* статья подготовлена на основе материалов НИИ Российской академии художеств.