- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Икона Спас нерукотворный
Определение ценности иконы Спас Нерукотворный с серебряным венцом
Перед тем как продать икону, самое сложное не знающему человеку оценить ее стоимость. Ведь икону как правило продают из-за какой либо нужды, и хозяину необходимо получить как можно больше за нее денег. Оценкой икон занимаются Антикварные салоны, часть из которых предлагают стоимость основываясь на опыте, кто-то исходя из пожеланий клиентов (коллекционеров), кто-то пытается сравнить стоимость с аукционными домами, а кто-то называет сразу максимально низкую стоимость в поисках легкой наживы и т.д. Поэтому предложения по рынку могут различаться в десятки раз. Мы советуем Вам обращаться в несколько салонов для формирования для себя средней стоимости продажи.
Салон Дом Антиквара, один из немногих антикварных салонов, который производит оценку иконы исходя из ее качественных показателей, учитывая сезон и экономическую ситуацию на рынке предлагает максимально выгодную для продавца стоимость.
В этой статье на примере редкой иконы «Спас Нерукотворный» с серебряным венцом изготовленным на фабрике Овчинникова, расскажем как происходит онлайн оценка иконы. Сначала эксперт выписывает основные параметры и характеристики иконы, которые бросаются в глаза:
- • Сюжет: Спас Нерукотворный
- • Время: XIX век (70-80 года)
- • Место написания: иконописцы Москвы
- • Венец: 1880 г., Москва, Фабрика Овчинникова П.А.
- • Размер: 82 х 67 см.
- • Материал и техника: дерево, левкас, темпера, цировка по левкасу, золочение, серебро, чеканка, резьба, эмаль по скани, выемчатая эмаль.
- • Клейма: на левом конце Д.К / 1880 – клеймо неизвестного пробирного мастера. «П.О.» в овальном щитке и двуглавый орел – клеймо фирмы-поставщика двора Его Императорского Величества Овчинникова П.А.
Далее требуется оценить сохранность иконы, так как этот критерий сильно влияет на ценообразование и стоимость иконы. Основа составлена из пяти массивных досок разной ширины и скреплена двумя дубовыми врезными встречными шпонками. Верхняя шпонка приподнялась над пазом вследствие коробления доски и вышла за правый (с оборота) обрез. В центре верхней шпонки небольшое круглое отверстие от подвесного устройства. У верхнего края справа, от щеп доски. Торцы и обрезы за тонированы белой масляной краской. На лицевой стороне незначительные утраты красочного слоя, потертости золочения до красного полимента. Справа на изображении лика и волос вздутия красочного слоя (т.н. «гребешки») с утратами. Прописи по утратам. Активный грунтовой кракелюр. Сохранность серебряного венца. На венце видны сколы, трещины, царапины на эмали и на металле. Потертость, патина, загрязнение на металле.
наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!
Икона имеет дугообразный верхний край, в сочетании с крупными размерами это позволяет предположить, что икона являлась частью композиции, вписанной в архитектурный контекст. Возможно, икона помещалась над внутренним входом в храм с посвящением образу Спаса Нерукотворного. Трактовка иконографического извода необычна: здесь не представлены ни убрус, на котором по преданию чудесным образом отпечатался лик Спасителя, ни ангелы, его держащие. Эта особенность рассматриваемого памятника восходит к древнейшему русскому изображению Нерукотворного Спаса – новгородской иконе второй половины XII века (ГТГ). Подобная иконография, повсеместно встречающаяся XV – XVI вв., для образов Нового времени является редкостью.
Художник, принадлежащий к академической школе, сконцентрировал все внимание на самом лике – выполненном весьма реалистично, но как бы бесплотно парящем в золотом сиянии лучей, выполненных по левкасу в технике цировки, более свойственной прикладному искусству. Таким образом, фон иконы играет роль оклада. Такая передача одного материала в другом была характерна для искусства последней трети XIX века. Очевидно, икона и накладной венец были изготовлены одновременно. Создается полное ощущение, что перед нами икона в позолоченном окладе, украшенном расходящимся от лика лучами с накладным венцом.
Единственным элементом оклада является венец, смонтированный непосредственно на доску гвоздевым креплением. Орнаментация венца выдержана в неорусском стиле. Чеканные побеги, переплетающиеся и свивающиеся в спирали, с профилированными стеблями, вызывают в памяти резьбу по камню, украшавшую древнерусские храмы. Накладные дробницы с симметричным сканным растительным орнаментом, покрытым голубой эмалью, содержат накладки в виде букв, заполненных кобальтово-синей эмалью. Буквы гармонируют с тонкой каймой стилизованных волнообразных завитков скани, заполненных эмалью, пущенной по внешнему краю венца. Ажурный край венца выполнен в виде сплетающихся полукруглых «ремней», образующих зубцы криновидные и круглые. После детальной оценки иконы, было выявлено, что чередование этих двух видов зубцов семантически отсылает к царственному сану Христа, именно такое чередование криновидных и круглых зубцов использовалось на европейских и русских (с начало XVII века) коронах.
Венец выполнен на фирме Овчинникова Павла Акимовича. Фабрика золотых и серебряных изделий была основана в 1853 году и впоследствии стала одной из самых лучших в России. С 1865 года Овчинников П.А. являлся поставщиком двора цесаревича Александра Александрович, а в 1872 году получил звание «Поставщика двора Его Императорского Величества». Его фабрика первой приступила к выпуску изделий в древнерусском стиле.
Старинная икона и венец составляют единое произведение, спроектированное и выполненное в тесном сотрудничестве мастеров-иконописцев и серебряников. На это косвенно указывает и тонкое сочетание цвета голубых глаз Спасителя с цветом эмали на дробницах, образующих кресчатый нимб.
В результате оценки иконы с серебряным венцом можно сделать вывод, что она несомненно является ценным и редким произведением имеющим музейное, историко-культурное и художественное значение.
Наш адрес
"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.Как мы работаем
Часы работы:8.00-23.00 Пн.-Вс.
Телефон
8 (926) 770-67-21