- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Как по фото в онлайн оцениваются иконы Богоматерь в Москве
Оценка иконы по фото Богоматерь Ахтырская
С начала 16 века стало популярным к иконам изготавливать серебряные оклады. Это веяние породило большое количество именитых фабрик ювелирных дел, которые представляли интересы Руси на международных выставках. Сегодня в Дом антиквара привезли на оценку великолепный предмет 17 века – икону Воскресение Христово.
Специалисты Дома Антиквара оценивают иконы не только очно в салоне, но и готовы сообщить порядок цены по фото. Для того, чтобы оценка иконы по фото была максимально точной, для этого рекомендуется сделать больше фотографий. Основные рекомендации, которые помогут Вам получить наиболее точную оценку:
- необходимо сфотографировать икону при дневном свете минимум в 5-ти ракурсах:
- • Общий вид
- • Вид сзади
- • Вид сбоку
- • Крупным планом лик святого
- • Фото клейм если оклад серебряный
- размеры иконы: ширина, высота, длина
На сайт www.domanticvar.ru была прислана икона Богоматери Ахтырской для оценки. К электронному письму были приложены фотографии иконы и основная информация, которая после оценки дополнена экспертом:
Сюжет: Богоматерь Ахтырская, с избранными святыми на полях. Дерево, левкас, темпера. (31 х 26,3 х 2,6 см).
Риза и оклад: серебряный оклад 1847 года. Москва. Мастер Б. Тихонов (риза), А.И. Фульд (оклад). Серебро, чеканка, канфарение, гравировка, золочение; дробницы – эмаль на медной основе; риза – скань, чернь, металлическая фольга; монтировка, бархат. (31 х 26,7 х 2,8 см).
Киот: Дерево, столярная работа, тонировка, грунт, золочение, латунь, стекло, монтировка. (38,8 х 35 х 7 см).
Клейма: На ризе в нижней части клеймо мастера «Б Т» - Борис Тихонов, серебряного дела московский мастер-сканщик, известны его работы в 1820 – 1848 годах ( в Государственном историческом музее есть сканые оклады его работы). На окладе в нижней части и на ризе клейма «84» - проба серебра. Герб Москвы – городское клеймо Москвы, соответствующее середине XIX века. «А К / 1847» - клеймо московского пробирного мастера Андрея Антоновича Ковальского (1821 – 1856) с датой изготовления оклада. Только на окладе клеймо мастера «А Ф» - мастер Александр Иосифович Фульд, с 1862 года – владелец фабрики серебряных изделий в Москве (его работы хранятся в ГИМ и других музеях).
После тщательного изучения фото иконы, эксперт сделал краткую оценку иконы в целом.
Сохранность.
Оборотная сторона. Основа с двумя врезными встречными шпонками. Оборот закрыт бархатной рубашкой. Потертости, мелкие повреждения и загрязнение ткани. Лицевая сторона. Риза прикреплена к иконе (не демонтировалась). Мелкие утраты красочного слоя по краям и по лузге, на полях, в местах крепления ризы, единичные – в среднике (до золота). Наиболее значительная утрата грунта и живописи в левом верхнем углу. Мелкие царапины в нижней части. На некоторых участках – потемневшее покрытие, небольшие загрязнения. Кракелюр. Оклад. Незначительная деформация металла по краям, небольшая потертость золочения. Вверху и слева частично утрачены два штрала (луча) венца. Киот. Небольшие потертости и мелкие повреждения дерева. На раме – небольшие утраты и потертости грунта и золочения, трещины в углах. Мелкие загрязнения.
Описание.
На представленной иконе, согласно надписи, воспроизведен Ахтырский образ Богоматери, получивший наименование по месту его явления в городе Ахтырке Харьковской губернии. Святыня была обретена 2 июля 1739 года священником Даниилом Васильевичем Полянским во время сенокоса (день празднования иконе – 2/15 июля). После изучения исцелений от образа и явления его в тонком сне баронессе А.Б. фон Вейдель (Пассек), в 1751 году Святейший Синод официально признал икону чудотворной. Она находилась в Покровском соборе Ахтырки, возведенном на средства императрицы Елизаветы Петровны в 1753 – 1768 годах. Икона особенно почиталась как целительница от болезней. В 1903 или 1905 году она была похищена, существуют разные версии ее дальнейшей судьбы.
На представленной иконе, согласно надписи, воспроизведен Ахтырский образ Богоматери, получивший наименование по месту его явления в городе Ахтырке Харьковской губернии. Святыня была обретена 2 июля 1739 года священником Даниилом Васильевичем Полянским во время сенокоса (день празднования иконе – 2/15 июля). После изучения исцелений от образа и явления его в тонком сне баронессе А.Б. фон Вейдель (Пассек), в 1751 году Святейший Синод официально признал икону чудотворной. Она находилась в Покровском соборе Ахтырки, возведенном на средства императрицы Елизаветы Петровны в 1753 – 1768 годах. Икона особенно почиталась как целительница от болезней. В 1903 или 1905 году она была похищена, существуют разные версии ее дальнейшей судьбы.
Рассматриваемое произведение относится к другому, более редкому варианту изображения Ахтырской иконы. Первоначальный иконографический извод изменен в соответствии с традиционными каноническими принципами: голова Пресвятой Богородицы покрыта мафорием, руки сложены крестообразно на груди. Такой тип в большей степени корреспондирует и иконографией «Плач Богоматери на Кресте», связанной с богослужением Страстной седмицы, получившей распространение в старообрядческой иконописи, где внизу композиции показаны орудия Страстей Христовых.
Икона является характерным примером адаптации новых богородичных изводов в близкой к староверию среде. Фон средника золотой, что отличает данный образ от многочисленных списков на темном фоне. По размерам произведение совпадает с чудотворной иконой (7 х 6 вершков).
На полях написаны в рост слева - святой Иоанн Предтеча и великомученица Варвара, справа – праведная Анна (мать Богоматери) и мученица Анастасия (вероятно, Анастасия Римская, прославленная в чине мученицы, а не великомученицы). Выбор святых определен индивидуальным заказом – очевидно, представлены тезоименитые покровители членов одной семьи. Иконография избранных святых традиционная, двуперстный жест святой Анны указывает на то, что заказчики образа происходили из старообрядческой или единоверческой среды. Об этом же свидетельствует исполнение образа в целом, ориентированное на древнерусские традиции в интерпретации мастеров, работавших в иконописных слободах Владимирской губернии. Однако некоторая графичность и даже суховатость письма, интенсивность колористических оттенков, особенности охрения в личном письме, структура горок, использование золотого фона присущи, скорее, московским иконописцам – выходцам из владимирских сел или их ученикам. Живописное исполнение образа находит аналогии в памятниках середины XIX века и соответствует времени изготовления оклада. По-видимому, икона была создана одновременно или немного ранее ее драгоценного убора.
Икона и оклад являются единым комплексом. Оклад повторяет композицию иконы, полностью закрывая образ, прорези оставлены лишь для ликов и рук, тела Христа. Сканая накладная риза, украшающая фигуру Богородицы, виртуозно исполнена сканых дел мастеров Борисом Тихоновым. Плат и мафорий Богоматери выполнены из регулярно расположенных мелких шариков зерни, имитирующих узорное низание речным жемчугом. Фоном-подложкой сканого узора послужила цветная фольга вишневого и зеленого оттенков. Голову Богородицы обрамляет накладной венец со штралами, имитирующими сияние. На гладкой части венца – чеканный рокайльный узор из вьющихся завитков и раковин. Такой же барочный стилизованный растительный орнамент с рокайльными элементами расположен по периметру рамы и частично на фоне, по контору фигуры. По сторонам венца смонтированы три эмалевые дробницы в рокайльных завитках. На дробницах на белом фоне размещены теонимограмма Божией Матери «МР» «ОY» и надпись «АХТЫРСКIА», исполненные черной эмалевой краской.
Над окладом, исполненном в стилистике «второго барокко», работали несколько мастеров, имевших определенную специализацию. Сочетание матового канфаренного позолоченного серебра с полированной золоченной поверхностью фона создает особую декоративность и торжественность. Соединение сканой ризы, усыпанной мелкими шариками зерни, на фольговой двуцветной подложке и высокорельефного листа оклада с «сочным», свободно расположенным и как бы обтекающим раму рокайльно-барочным орнаментом придает окладу и образу особенную нарядность. Такое сочетание разнообразных технических приемов в одном произведении достаточно традиционно для русского ювелирного искусства середины XIX столетия (см., например, оклад иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» 1841 года работы петербургского ювелира Т.С. Богданова). Представленная икона хранилась в киоте, возможно того же времени, что определило ее хорошую сохранность.
Икона в окладе является характерным произведением русского искусства середины XIX века, имеет историко-культурное, художественное и музейное значение. Оценка иконы по фотографии позволяет определить стоимость данной иконы порядка 10 000$.
Для того, чтобы купить или оценить икону Христово Воскресение обратитесь к экспертам Дома Антиквара по телефону 8-964-645-83-48 или воспользуйтесь wathsapp (viber) для отправки фотографий на номер 8 (964) 645-83-48.