- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Оценка иконы онлайн не рыдай мене мати
Онлайн оценка иконы «Не рыдай Мене, Мати»
Если Вам требуется быстро и бесплатно оценить икону, воспользуйтесь услугами нашего салона Дом Антиквара: оценить икону.
На примере иконы предоставленной нашим клиентом, мы расскажем Вам как происходит онлайн оценка .
- Живопись – первая половина XVII в., с антикварной реставрацией XIX в., оклад XIX века.
- Материал и техника. Икона - дерево, левкас, темпера, золочение. Оклад – серебро, позолота, чеканка, гравировка.
- Размер – 31 х 27 х 3 см.
Сохранность
Оборотная сторона. Доска цельная, липовая, с двумя врезными встречными шпонками слабоклиновидной формы. Верхняя шпонка более широкая, еловая, нижняя липовая. По центру над верхней шпонкой и по краям под ней отверстие от гвоздей. Оборот, торцы и обрезы тонированы в темно-коричневый цвет. Древесина потерта на углах.
Лицевая сторона. Доска с неглубоким ковчегом. Спаситель показан во гробе, обнаженным до пояса, в белом поясе, со скрещенными под персями руками. Глава Христа с полузакрытыми глазами склонена влево, к обнимающей его Богоматери. Она в ризе и чепце темно-оливкового цвета. Коричневый мафорий имеет охристую, разделанную золотом кайму, прошву с растительным узором, оторочку из геометризованных кринов и бахрому.
Вся отделка, так же как звезды девства и пробела на мафории, исполнена золотом. Гроб оливковый, с характерным белильным орнаментом, внутри черный с белильным набрызгом.
Личное написано без санкиря, вохрение плотное, с желтым оттенком. Подрумянка отсутствует. Подготовительный рисунок нанесен зеленой краской. Моделировка ведется за счет описей и белильных движек. Глаза Христа показаны полузакрытыми.
наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!
Оклад. Серебряный оклад состоит из четырех полос металла на полях, набитых внахлест, двух пластин фона и сдвоенного накладного венца. Поля расчеканены растительным орнаментом, подражающим басме XVII в., с трехлопастными листьями и стилизованными шишками. Под валики-трубы с геометрической резьбой подложены лучинки. На фоне гравирован спирально вьющийся стебель с округлыми отростками. На венцах прочеканены завитки лозы с трехлопастными листьями. В венце Христа помещены буквы «ОН» (часть слова «wон» - Сущий).
Общее резюме по онлайн оценке иконы по одной фотографии. Икона старинная подвергалась старообрядческой антикварной реставрации при устройстве существования оклада. Завершающие слои авторской живописи на ликах и фигуре Христа в результате расчистки были сильно смыты, сделаны тонировки и описи. Осыпавшийся левкас на нижнем поле восстановлен не был, поновитель ограничился небрежной покраской темно-оливкого цвета (под оклад). Современная реставрационная вставка на правом локте Христа (слева если смотреть на икону). Имеется повсеместный кракелюр. Оклад с небольшими утратами металла, со вставкой фрагмента по правому бортику. Цата утрачена (на венце остались петли для ее крепления). Позолота потерта, наличествует патина.
иконография
Композиция с Богоматерью, обнимающей и оплакивающей Христа во гробе, сложилась в искусстве Византии XIII века. На Руси в таком варианте она известна с середины XVI в., когда и получила название по началу одного из песнопений Великой Субботы («Не рыдай Мене, Мати»). Этот извод представлен на «четырехчастной» иконе Благовещенского собора Московского Кремля в составе композиции «Единородный сыне». С конца XVI в. известны самостоятельные иконы на данный сюжет. Смысл изображения заключается в напоминании о крестной жертве Христа, принесенной во имя спасения человечества. В Византии икону Христа во гробе выносили для поклонения в Великую Субботу.
датировка и атрибуция
Живопись имеет очень близкую аналогию – иконы из собрания Музея Корина, исполненные по заказу М.Я. Строганова. Ранее они датировались концом XVI в., в настоящее время на основании владельческой записи на обороте предложена дата «после 1610 г.». Однако атрибутируемая икона подверглась старообрядческой антикварной реставрации в первой половине XIX века в связи с устройством существующего оклада. Старая живопись, как обычно в таких случаях, была раскрыта из-под олифы с частичной утратой верхнего красочного слоя и поновлена. Тем не менее в целом икона сохранила облик памятника первой половины XVII столетия. Скорбный лик Христа, при всей сдержанности выражения, явно эмоционален. В изображении Богоматери главную эмоциональную нагрузку несут жесты и поза – Пресвятая Дева бережно поддерживает тело Сына. Иконописец сумел передать настроение песнопения, давшего название иконографии: Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе… возстану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог, верою и любовию Тя величающия».
Оклад воспроизводит басменные оклады XVII в., но не буквально, с повторением всех деталей рисунка, а в обобщённом виде. Так, виноградные тройные листья имеют геометризованные, как бы рубленые контуры, а отдельные элементы узора – упрощенную конфигурацию. Это характерно для старообрядческих окладов первой половины XVII в., возможно, вышедших из одной (предположительно московской) мастерской. Обычно они изготавливались из серебра кустарным способом и не имеют пробирных клейм, что может свидетельствовать о принадлежности мастера к радикальному крылу старообрядчества – поморцам-федосеевцам. Несколько подобных окладов были выявлены в последнее время.
После онлайн оценки иконы с сюжетом «Не рыдай Мене, Мати» является незаурядным произведением иконописи и обладает безусловной коллекционной и музейной ценностью. Ее оклад – редкий и интересный пример возрождения национальных традиций среброделия в старообрядческой среде.
* - материал подготовлен при участии сотрудника отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств.
Наш адрес
"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.Как мы работаем
Часы работы:8.00-23.00 Пн.-Вс.
Телефон
8 (926) 770-67-21