- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Где продать старинную икону
Где продать старинную икону Спас Благое Молчание
Старинная икона с редким сюжетом – это залог успеха быстрой и выгодной продажи. Салон Дом Антиквара имеет устоявшуюся репутацию на антикварном рынке. Ежегодно мы покупаем, реставрируем и продаем тысячи икон. Штат дипломированных экспертов позволяет не только проводить рыночную оценку, но и проводить профессиональные экспертизы. Сегодня Вашему вниманию представлена старая икона с редким сюжетом.
Общее описание старинной иконы:
- ◈ Сюжет: Спас Благое Молчание
- ◈ Временной рубеж: XIX – XX вв. (до 1905 года)
- ◈ Место: г. Москва. Мастерская Я.А.Богатенко.
- ◈ Размер: 31,5 х 26,4 см.
- ◈ Материал: дерево, левкас, темпера.
Сохранность старинной иконы.
Основа сдублирована, укреплена двумя дубовыми встречными врезными шпонками, стесанными почти заподлицо.. Нижняя шпонка подвижна. Вверху – отверстия от подвесочного устройства. Небольшие отщепи доски по обрезам. Гвоздевые отверстия по торцам и обрезам. На обороте – штамп мастерской.
На лицевой стороне выпады грунта по краям, на полях, слева и справа по лузге. Механические повреждения по контуру изображения головы и кистей рук, несколько царапин на изображении одежд, небольшие выпады грунта на свитке. По центру лика проходит вертикальная утрата красочного слоя – последствия неукрепленного гребенчатого вздутия. Небольшие осыпи красочного слоя на изображении кончиков волос, кистей рук, одеждах и крыльях. Небольшие гребенчатые вздутия по всей поверхности. Потертости красочного слоя , надписей и золота. Потемневшее загрязненное покрытие. Часть загрязнений, а также искусственный кракелюр нанесены автором иконы намерено для придания иконе «старинного» вида. По краю нижнего поля – грубо положена современная коричневая краска.
Икона относится к редкому иконографическому типу – «Спас Благое Молчание». На иконе представлен Иисус Христос (о чем свидетельствует монограмма по сторонам от фигуры «IC XC») в образе ангела с юным «огневидным ликом, в далматике с драгоценным оплечьем и лором, а также с особым нимбом: одновременно с вписанными крестом и двумя ромбами розово-красного и зеленого цветов (характерными для изображения Софии-Премудрости Божией).
Ранним вариантом образа «Спас Благое Молчание» считают изображение Христа-Эммануила со скрещенными на груди руками в росписи алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля (1481 или 1513/15 гг). Смысл данного сложного образа состоит в изображении Христа как Слова Божия (Бога Сына, второго лица Троицы) еще покоящегося в лоне Отца, перед Воплощением, принесением и принятием Жертвы. К середине – второй половине XVII в. иконография «Христа Благое Молчание» испытывает влияние других иконографических типов: изображения Иисуса в виде «Ангела Великого совета» и «Софии – Премудрости Божией». Первая известная икона, где «Спас Благое Молчание» предстает с крылами, относится к работе, выполненной до 1651 г. иконописцем Иваном Дъяконовым, и происходит из церкви Илии пророка в Ярославле.
Наибольшую популярность иконографический тип «Благое Молчание» приобрел в иконописи и медном литье старообрядцев в XVIII – XIX вв. В произведениях этого времени наблюдается значительное число вариантов данной иконографии. Христос может изображаться в белых или красных царских одеждах, с обычном или красным «огневидным» ликом, в головном уборе или без него, руки его могут быть скрещены на груди, в них могут помещаться свитки с различными надписями, орудия страстей, ключи. Рядом или на фигуре Христа могут быть изображены серафимы. При таком разнообразии иконография остается узнаваемой: это поясное изображение юного Христа с крыльями и софийским нимбом. Редким можно назвать решение нимба зримо демонстрирующего сложность образа, одновременно указывая на Христа как на принесшего жертву (о чем напоминает крест) и на то, что он и есть Премудрость. Так же как на представленной иконе нимб решен на поморской иконе XIX в.
наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!
Необычной особенностью данной иконы является изображение сразу двух свитков: свернутого – в деснице и развернутого, с надписью – в шуйце. Текст на свитке гласит: «Премудрость и разумъ Б(о)го началiе три светлое певцемъ си даруй», - это текст песни Полунощницы Воскресной для келейного чтения. Такие иконы с редким сюжетом достаточно легко продать на антикварном рынке.
Для стиля иконы характерен отточенный до жесткости рисунок. Мастерская лепка объема личного при помощи традиционной техники наложения высветленний, обилие декоративных элементов (узоры на ткани далматика и изображение драгоценного шитья оплечья и лора), спокойный колорит, темный фон, имитация врезка и кракелюра для создания впечатления древности произведения – все три черты характерны для произведений московских старообрядческих мастерских конца XIX – начала XX века. На обороте иконы имеется штамп: «Яковъ Алексеевичъ Богатенко Иконописно-живописная мастерская Николо-Ямской туп. Д. Разманова в Москве». Заведение Я.А. Богатенко было одним из самых известных в Москве. В 1912 г. журнал «Златоструй» на вопрос читателя: «Какая лучшая иконописная мастерская в духе старообрядческом?» - отвечал: «Можем рекомендовать как наилучшую иконопись Я.А. Богатенко, Москва, Таганка, Дурной переулок, дом 20, кв. 8. По требованию высылается полный прейскурант с расценками икон…». Согласно грифу на бланках, которые использовал мастер для написания писем, его старообрядческая мастерская была удостоена награды «большой серебряной медалью» на 1-й Всероссийской выставке икон в С.-П.-Б. апреля 1904 г.. В прейскуранте мастерской за 1906 г. сообщалось, что принимаются заказы на иконостасы и иконопись всевозможных стилей в духе старообрядчества, а также старинных икон и целых иконостасов в реставрацию по умеренным ценам. В другом документе раскрывается, что понималось под разными стилями: «Прием заказов на иконопись в Греческом, Новгородском, Московском и Строгановском стилях по умеренным ценам. Реставрация древних икон и роспись храмов (наружная и внутренняя). Специальность: добавление в иконостасах недостающих древних икон новыми, написанными по образцу древних, с полным соблюдением всех особенностей их (имитация). Для заказа необходима одна из старых икон для образца». Действительно, судя по сохранившимся произведениям мастерской Я.А. Богатенко, ее работы отличаются значительным стилистическим разнообразием: так, например, икона Нила Синайского (1904 г., собрание Рогожской общины) подражает произведениям греческих мастеров, образ святителя Николая (собрание В. Бондаренко) ориентирован на «новгородское» искусство XVI в., икона «Борис и Глеб» 1906 г. (собрание музея им. А. Рублева) достаточно близко воспроизводит, хотя и не буквально, икону XVII в., также принадлежащую Рогожской общине. Образ «Бориса и Глеба» 1906 г. наиболее стилистически близок иконе «Спас Благое Молчание». Сходство наблюдается как в физиогномическом типе юных ликов: округлых, с тонкими носами, чуть преувеличенными глазами, и левой бровью чуть более изогнутой, чем правой, так и в приемах лепки объема высветлениями, положенными как бы единой плоскостью с помощью тончайшей отборки (на иконе Спаса Благое Молчание чуть более прозрачными, на иконе Бориса и Глеба чуть более плотными). Одинаково решены драгоценные каймы, шитые жемчугом, близки, если не идентичны, поля и опуши. В обеих иконах с помощью своеобразного искусственного загрязнения (набрызга) на полях создается впечатление древности.
Надпись на свитке, с молитвой о даровании мудрости певцам, позволяет высказать предположение, что икона была выполнена либо для самого хозяина мастерской, либо для кого-то из его близкого окружения: Яков Алексеевич Богатенко был не только иконописцем, но и глубоким знатоком церковного пения, а впоследствии и руководителем церковного хора Братства Честного и Животворящего Креста, преподавателем пения в Московском старообрядческом учительском институте, популяризатором певческого искусства и исследователям, внесшим значительный вклад в изучение древнерусской музыки. Прием использования особой надписи на свитке в иконе адресованной конкретному лицу известен в творческом наследии Я.А. Богатенко. В изображении «Иоанна Дамаскина» (икона 1905 г., Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки) святой представлен со свитком, в котором вместо надписи помещена знаменитая нотация ирмоса первого гласа «Твоя победительная десница». Как свидетельствует надпись на иконе «Глубокоуважаемому С.В. Смоленскому от признательного Я. Богатенко на добрую память. Москва АЦЕ (в феврале 1905 г.). Композиция посвящена Степану Васильевичу Смоленскому ((8 октября 1848 года, Казань – 20 июля 1909 года, Васильсурск) – выдающийся деятель отечественной культуры, музыковед, палеограф, дирижер и педагог. Русская духовная музыка в документах и материалах.) продолжателю древней певческой традиции, автору «Азбуки знаменного пения (Извещения о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца» (Каз., 1888), который в свою очередь упоминает Я.А. Богатенко в своем труде, принося ему благодарность за предоставление для работы «превосходной» знаменной рукописи «иосифовского текста».
Штамп на обороте иконы, стиль исполнения, творческий и одновременно остающийся в рамках канона подход к иконографии свидетельствует о создании данного произведения в московской мастерской Я.А. Богатенко. Указанный на штампе мастерской адрес позволяет уточнить датировку иконы. В доме Рахманова в Николо-Ямском тупике мастер жил в начале своей творческой карьеры. В этом доме жил его отец Алексей Прокопьевич Богатенко – «старообрядческий дьяк» Покровского храма на Рогожском кладбище, приехавший в Москву в 1891 г. и остававшийся здесь до 1907 г., когда он был рукоположен в чин епископа, заняв Рязанскую и Егорьевскую кафедру Древне православной церкви. В 1901 году в адресной книге Москвы «Вся Москва» Я.А. Богатенков размещает объявление о работе своей мастерской, где указано, что «иконописное заведение» помещается в доме Рахманова по адресу Николо-Ямской тупик д. 6. Однако с 1905 г. мастерская Богатенко размещается в д. Самочадина на Николо-Ямской улице (дом 60), именно этот адрес указан на прейскуранте с 1906 г. Не позднее 1910 г. его мастерская переезжает в дом Ушаковой в Дурном переулке, о чем свидетельствует рекламное объявление в адрес-календаре за этот год. Указания места создания иконы в доме Рахманова позволяет датировать ее периодом до 1905 г.
Икона имеет историко-культурную, художественную и музейную ценность, как образец работы мастерской Я.А. Богатенко первого периода ее существования, а также как памятник редкой иконографии. Где такую можно продать в Москве? Наш ответ в антикварном салоне «Дом Антиквара».
Справка об иконописце:
Яков Алексеевич Богатенко (1875 г. (Казань) – 10.10.1941 г.) известный старообрядческий реставратор-иконописец, руководитель церковного хора Братства Честного и животворящего креста, преподаватель пения в Московском старообрядческом учительском институте. Автор многочисленных статей по древне православной живописи и пению. Родился в старообрядческой семье, его отец – епископ Рязанской и Егорьевской Александр. В 1898 году Яков Алексеевич окончил с отличием Строгановское училище по классу живописи, в 1912 г. – Археологический институт. В 1906 г. участвовал в реставрационных работах в Покровском кафедральном храме. Старинные иконы мастерской Богатенко находились в старообрядческих храмах по всей России. Под руководством Якова Алексеевича выполнены стенные росписи в московских храмах: Успенско-Покровской церкви в Гавриковом переулке и Покрова Замоскворецкой общины. Большой вклад внес Я.А. Богатенко в исследование русского церковного пения, в том числе знаменного распева и крюковой нотации. Устраивал публичные просветительские концерты со специальными историческими программами в Москве и в провинции. Писал статьи по общественным проблемам и проблемам церковного пения и искусства для старообрядческих изданий, чаще всего для журналов «Церковь» и «Старообрядческая мысль». После 1918 г. участвовал в реставрации соборов Московского Кремля. Я.А. Богатенко трижды подвергался арестам: в 1919, в 1924 и в 1941 годах. В августе 1941 г. этапирован в Саратов, где и скончался в тюремной больнице.
Наш адрес
"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.Как мы работаем
Часы работы:8.00-23.00 Пн.-Вс.
Телефон
8 (926) 770-67-21