Обзор иконы Богоматерь Корсунская


ДомАнтиквара

Если у Вас появилась необходимость быстро и безопасно продать икону, то лучше всего обратится к профессионалам. Основные критерий при выборе антикварного салона: наличие собственного магазина (лучше более 3-х), сотрудники дипломированные узкопрофильные специалисты с искусствоведческим образованием, различные варианты оплаты (наличным деньгами или безналичным переводом). Скупка антикварных икон в салоне Дом Антиквара это залог успешной продажи. На примере иконы, которую мы купили у нашего клиента, расскажем как происходит оценка стоимости иконы.

Характеристики:

  • o Сюжет: Богоматерь Корсунская, с прмч. Матронной
  • o Живопись: третья четверть XVIII века
  • o Серебряный оклад: 1779 года, мастер Л.И., Москва
  • o Убрус: ткань, шитье, жемчуг, пиленый перламутр, стекла
  • o Материал и техника: дерево, левкас, темпера, золочение, серебрение (икона), серебро, позолота, чеканка, гравировка (оклад).
  • o Размер: 34 х 29 х 2,6 см

Оценка старинной иконы.

Оборотная сторона: доска цельная, липовая, торцевые шпонки врезаны на глубину около 4 см, частично выкрошились. Правый конец нижней шпонки выступает за пределы доски. Древесина с затесами, потерта по краям доски. В центре у верхнего торца ввинчено современное крепление из медного сплава, с кольцом для развески. Оборот, как и обрезы, тонирован в коричневый цвет, загрязнен.

антикварная икона Богоматерь Корсунская

Лицевая сторона: доска без ковчега. Богоматерь изображена оплечно, ее глава склонена вправо, левая рука со скрещенными средним и указательным перстами и подогнутым мизинцем лежит на плечике Младенца, персты правой касаются его щечки. Младенец Христос прильнул к лику Матери, левой рукой держится за отворот ее мафория, в правой, два перста которой скрещены, сжимает белый свиток. Мафорий вишневый с красным исподом, кайма посеребрена и прикрыта желтым лаком, с перлами и самоцветами. Самоцветы написаны темно-зеленым и красновато-коричневым лаком, с черными контурами. Оторочка серебряная, в виде городчатого кружева. Звезды девства восьмилучевые, с перлами, написанными серебром. Темно-синяя риза имеет драгоценные ожерелье (ворот) и зарукавье. Хитон Младенца Христа красный, с серебряными пробелами. Клав синий, с серебряной диагональной сеткой.

Слева над мафорием Богоматери написана фигура преподобной мученицы в красной ризе, темной мантии с куколем и синем параманде. Одежды написаны по золоту, с использованием цветных лаков. От именующей надписи сохранились киноварные буквы «ном…ни / … ма….» (преподобная мученица Матрона).

Черты ликов относительно крупные, правильные, с темно-коричневыми и черными описями. Личное написано по оливковому санкирю, почти полностью перекрытому плотным желто-коричневым вохрением без светов и движков. Глаза миндалевидных очертаний, с опущенными внешними уголками, написаны по санктрю, белки обозначены белилами с одной стороны от коричневых радужек. «Подочья» выделены санкирем. Брови длинные, асимметричные. Уста маленькие, плотно сжатые, исполнены цветом вохрения, без подрумянки. Подбородные впадинки санкирные. Власы Младенца Христа прописаны по санкирю немногочисленными черными линиями и мазками. Суставы перстов не выделены, контуры ногтей обведены тонкими темными описями.

Нимбы выделены двойными красно-белыми обводками. Фон позолочен двойником по красно-коричневому полименту. В верхних углах средника расположена теонимо-грамма Богоматери (МР ОY), нанесенная красной краской. Вокруг средника красная отводка с серебрянным контуром. Поля охристые. На нижнем поле надпись красно коричневой краской, декоративным шрифтом: «образ ПРсТЫЯ БдЦЫ КОРЪСУНЪСКИЯ». Опушь двойная, красная с синей.

Все выше изложенное говорит о том, что любой антикварный салон, с большим удовольствием купит подобную антикварную икону. При этом скупка антикварных икон не везде проходит профессионально, поэтому предварительно советуем изучить рынок.



наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!


    Серебряный оклад. Оклад из цельного серебряного листа, просечной по контурам фигур Богоматери и Младенца, а также лика и кистей рук св. Матроны. Поля с внешней стороны окантованы тонкими веревочками, со стороны средника – тонкий валик-гурт с участками диагональной расчеканки. Поля и фон декорированы вьющимися стеблями со стилизованными акантовыми листьями и тюльпанами. На верхнем поле в углах помещены круглые дробницы с теонимограммой Богоматери, окаймленные чеканными перлами. Венцы чеканные, разделаны волнистыми лучами сияния, с подзором из зубчиков. В венце Младенца фрагмент девятичастного перекрестья с буквой «о» (часть слова – Сущий»). Над венцом святой слева от нимба проканфарена надпись « ПРЕ МУ / МАТРОНА». На нижнем поле в дробнице надпись «ОБРАЗ ПРЕ(свя)ТЫЯ Б(огороди)ЦЫ КАРЪСУНЪСКИЯ».

    На нижнем бортике расположены четыре клейма:

    • • С пробой 84
    • • С инициалами и датой А.А/1779
    • • С конным Георгием Победоносцем, обращенным вправо
    • • С инициалами ЛI

    Клейма 1,2,4 в прямоугольных щитках, клеймо 3 – в фигурном.

    Дом антиквара предлагает лучшие цены при скупке антикварных икон в серебряном окладе.

    клеймо на серебряном окладе

    Убрус

    Щит по холсту льняной нитью, растительный узор выложен речным жемчугом, пиленым перламутром и цветными стеклами.

    Сохранность антикварной иконы

    Икона сохранилась хорошо. Точечные реставрационные тонировки в среднике. Лик св. Матроны исполнен заново. На нижнем и верхнем поле отдельные вставки левкаса. Золочение и серебрение потерты. Повсеместный развитый естественный кракелюр. Оклад деформирован, патинирован, с мелкими прорывами металла, со старыми чинками справа с изнанки на нижнем поле (пайка).


    Иконография

    Корсунскими (по городу Корсуни – византийскому Херсонесу) нередко называли иконы, привезенные из Византии или же написанные на Руси, но повторяющие греческие оригиналы. Иконографически они принадлежали к разным типам. Данная икона относится к типу Умиления. Главная отличительная черта этого варианта, который часто называется «Умиление Корсунская» - оплечное или оглавное изображение Богоматери и Младенца. Такой «сокращенный» извод появился в русской иконописи XVI в. и получил распространение в первой половине XVII в. Группа «корсунских» икон, к которой принадлежит атрибутируемый памятник, отличается характерными иконографическими деталями: Младенец левой ручкой держится за край мафория, на левой руке Богоматери подогнут мизинец, а указательный и средний палец скрещены. Персты правой ручки Младенца, держащие свиток, также скрещены в благословляющем жесте.

    Преподобномученица Матрона не идентифицируется ни с одной святой, носившей это имя, так как ни одна преподобная Матрона не была мученицей. Возможно, имеется в виду преп. Матрона Пергийская, которая, согласно ее житию, родилась в V в. в городе Пергии Памфилийской в Малой Азии, до 25 лет жила в супружестве и имела дочь. После ниспосланного ей сновидения святая, переодевшись в мужское платье, приняла постриг в мужском монастыре под именем евнуха Вавилы (т.к. в женской обители ее мог обнаружить покинутый супруг). Через некоторое время игумен открыл ее тайну и отослал св. Матрону в женский монастырь города Емеса. Прожив та много лет, она предприняла путешествие в Иерусалим, затем на гору Синай, оттуда в Берит, где поселилась в заброшенном языческом храме. После смерти мужа подвижница переселилась в Константинополь и основала там женский монастырь, приобретший известность строгостью иноческого устава. В глубокой старости св. Матрона удостоилась видения пресвятого рая и уготованного ей там места за 75-летний иноческий подвиг. Повествование об этом стало одной из любимых книг читателей средневековья. Преподобная скончалась около 492 года в возрасте ста лет (день памяти – 9/22 ноября). Изображается в монашеских одеждах.

    Датировка и атрибуция антикварной иконы

    Икона является точным списком с одного из чтимых древних образов Богоматери Корсунской. Об этом свидетельствует характерный для XVI в. миндалевидный разрез глаз с опущенными внешними уголками, тонкие носы с заостренными сильно нависающими кончиками, плотно сжатые уста с удлиненной верхней и овальной нижней губой, ровное однотонное золотистое вохрение. Оригинал, очевидно, напоминал икону начала VXII в. из собрания А.В. Мараевой в Серпухове Из совпадающих черт можно отметить подогнутый мизинец левой кисти Богоматери, сложенные в двуперстное знамение пальчики Младенца и сомкнутые четыре перста его левой ручки, держащейся за отворот мафория. Желание приблизиться к оригиналу обусловило очень сдержанную трактовку объема: вохрение почти монохромно, белильные света и даже оживки отсутствуют. Санкирь лишь незначительно темнее вохрения, он оставлен открытым на небольших участках – в пределах глазных яблок, по контурам ликов, в носогубных и подбородочных впадинках. Не использована также и подрумянка: даже уста написаны цветом вохрения, как в XVI в. В результате лики образа в Новое время говорят в первую очередь характерная для второй половины XVIII в. красно-синяя гамма и прием подготовки левкаса под золото. Аналогично в этом отношении представляет одноименная икона XVIII в. из частного собрания Нидерландах.



    наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!


      Отмеченные особенности письма антикварной иконы, включая применение цветных лаков, и редкий прием размещения фигурки патрональной святой прямо на золотом фоне у главы Богоматери встречаются в живописи небольшого своеобразного иконописного центра Нового времени – селе Павлово Нижегородской области. Если сравнивать атрибутируемую икону с несколько более поздним образом «Богоматерь Утоли моя печали» павловского иконописца Василия Рябова, сходство будет вполне очевидным. Совпадение обнаруживается также в колорите, палеографии надписей и оформлении полей. Иконописцы работали в Павлове еще в XVII в.: в 1642 г. их насчитывалось восемь человек. Выходец из Павлова Никита Иванов Ерофеев, прозванный Павловцем, во второй половине XVII в. считался одним из лучших царских иконописцев. Он славился как мастер миниатюрной, нарядной, изысканной живописи – «мелочного письма». В XVIII в. традиции иконописания в Павлове не прерывались. Местные мастера, принадлежавшие к «старой вере», продолжали ориентироваться на исскуство XVII в. в рафинированном варианте их знаменитого земляка. О конфессиональной принадлежности автора и заказчика отрибутируемой иконы свидетельствует двуперстное сложение правой ручки Младенца, держащей свиток.

      Св. Георгий Победоносец на серебряном окладе – городской герб Москвы. Инициалы «АА» на годовом клейме принадлежат московскому пробиреру Андрею Андрееву, работавшему в таком качестве с 1771 по 1779 г. Мастер с инициалами «ЛI» пока не выявлен, однако не исключено, что им был Леонтий Иванов, отец Ивана Леонтьева Лакомкина - купца 1-й гильдии, производившего серебряные оклады с резьбой (1760 – 1794 гг.). Как правило, ремесло серебряных дел мастера было наследственным, причем широкий размах дело приобретало именно во втором поколении. Естественно предположить, что отец Ивана Леонтьева также был серебяником. Салон Дом антиквара, высоко ценит иконы с серебряными окладами 1-й гильдии и скупает антикварные иконы дорого.

      Атрибутируемый оклад отличается прекрасным качеством исполнения, выделяющимся даже на общем уровне московского серебра XVIII в. Четкость и чистота работы, прекрасно скомпонованный орнамент, свободная пластика форм свидетельствует не только о квалификации, но и о художественной одаренности мастера. Аналогией может служить оклад иконы «Св. Иоанн Богослов», изготовленный в 1770 г. Степаном Дмитриевым Калашниковым – московским цеховым мастером серебряного дела. Подобные произведения отражают европейский «стиль регентства», зародившийся в первой трети XVIII в. во Франции в период регентства герцога Орлеанского. Он являлся переходным от барокко к рококо и отличался легкой и свободной, хотя и упорядоченной орнаментикой на основе классических форм. Типичным элементом орнамента стали тонкие акантовые листья с мелкими полусферами на концах рассеченных листовых пластинок, причем по краю полусферы располагались своеобразные выросты – коготки. Эта стилистика появилась в русском серебре в 1730-е годы, но особенно пышного расцвета достигла 30-40 лет спустя.

      Шитый убрус первой половины XIX в. удачно дополняет живопись и оклад. Мелкий блестящий речной жемчуг выделяется на фоне крупного, более тусклого пиленого перламутра, цветные стекла, имитирующие драгоценные камни, придают изделию нарядность и богатство.

      Антикварная икона «Богоматерь Корсунская» является прекрасным образцом «павловских писем». Павловские иконы встречаются исключительно редко и отличаются высокими художественными достоинствами. Оклад демонстрирует достижения русского среброделия 1770-х годов. Как икона, так и оклад обладают безусловной коллекционной и музейной ценностью.

      * - материал подготовлен при участии сотрудника отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств.

      Оценить икону

      Продать икону

      Определить цену

      Наш адрес

      "Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.

      Как мы работаем

      Часы работы:
      8.00-23.00 Пн.-Вс.

      Телефон

      8 (968) 885-53-53