Как происходит оценка и скупка икон на примере Богоматерь Ахтырская


ДомАнтиквара

Постоянный вопрос, который мы слышим от своих клиентов: «Как нам продать икону антиквариат дорого в Москве, чтобы нас не обманули?». На этот вопрос ответить достаточно просто. Во первых обращайтесь в проверенные скупки икон, в антикварные салоны со стажем работы более 10 лет. Эти салоны дорожат своей репутацией и ради единичной наживы не будут покупать стоящей предмет за 5 рублей. Лучше купить у клиента честно, чтобы он вернулся или посоветовал знакомым. Одним из таких салонов - мы считаем свой салон «Дом Антиквара».

На примере иконы «Богоматерь Ахтырская» хотим Вам показать и рассказать как работают эксперты оценщики Дома Антиквара. Изначально клиент прислал запрос для онлайн оценки иконы по e-mail, после первоначального просмотра эксперт запросил дополнительные фотографии по wathsapp. Итак:

  • ◈ Сюжет: Богоматерь Ахтырская.
  • ◈ Век иконы: последняя треть XIII века
  • ◈ Век оклада: первая треть XIX века
  • ◈ Иконописец: Андрей Пурецкий
  • ◈ Материал и техника: дерево, левкас, темпера, серебрение, золочение (икона)
  • ◈ Оклад: серебро, позолота, чеканка, гравировка, холст, бумага, трунцаль, речной жемчуг, стразы, блестки, бисер.
  • ◈ Размер: 34,8 х 30,5 2,6 см

Важные аспекты, которые формируют цену при скупке иконы:

Оборотная сторона: доска цельная, липовая, две тонкие торцевые шпонки врезаны на глубину около 3 см. Оборот патинирован, имеет царапины, незначительные загрязнения. На торцах и обрезах – отверстия от гвоздей малого диаметра.

Лицевая сторона: доска без ковчега. Полу фигура Богоматери со склоненной головой и молитвенно сложенными руками размещена в левой части композиции, справа изображено Распятие Христово. Богоматерь облачена в сине-голубую ризу с широкими рукавами и розовым воротом-ожерельем, поверх которой накинут охристо-розовый мафорий с золотым и серебряным растительным орнаментом.

икона антикварная богоматерь ахтырская

Нижняя риза красно-коричневая, с узкими рукавами и золотыми зарукавьями. Христос на кресте, в терновом венце и белом препоясании, склонил главу к правому плечу, из его ран истекает кровь. Восьмиконечный крест с обобщенно переданной фактурой дерева имеет надписание – Иисус Назорей Царь Иудейский, не на таблице, а на белой пелене, перекинутой через верхний конец креста. У подножия креста белилами написаны череп и кости – «глава Адамля».



наши менеджеры всегда готовы помочь вам и ответить на все интересующие вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!


    Лик Богоматери округлый, карнация темная, коричневая, со сплавленной неяркой подрумянкой. Незначительные высветления нанесены на лбу, подбородке, гребне носа, на верхних веках и в верхней части скул. Нос с широкой спинкой, губы крупные, пухлые, верхние веки нависают над глазами. В глазах выписаны белки, на радужках лежат белильные блики. Волосы оставлены непокрытыми, разделаны линиями более светлого тона, спускаются на плечи пышными прядями. Лик и тело Христа также исполнены темной краской. Нимбы позолочены листовым золотом, с красной обводкой. В нимбе Христа – киноварное девятичастное перекрестье с буквами «он» (часть слова - сущий).

    Позем пейзажный, с холмами, в два тона (коричневый и желто-охристый). В центре у нижнего поля помещено изображение круглой красной печати с двуглавым орлом. Левее авторская подпись, красной краской: «п адреи пурецкий». Фон зеленовато-голубой, с розовой «зорькой». Надписи на фоне исполнены твореным серебром: в углах средника – теонимограмма Богоматери (МР ОУ), над Ее правым плечом – именующая надпись «образ престыя Бцы Ахтырская», над главой Христа - Его теонимограмма (iис хс), над крестом – «распятие Гсда нашего iиса хрiста». Вокруг средника изображена П-образная золотая резная рама, левый конец которой заходит за плечо Богоматери, а правый упирается в позем. Все разделки по золоту исполнены коричневой краской. Поля черные, опушь красно-коричневая.

    На цену антиквариата, в частности при скупке икон сильно влияет оклад. Оклад состоит из металлической рамы, венцов и цаты, а также ризы шитой по холсту и бумаге трунцалью в прикреп. Одежды Богоматери ажурные, с цветочными мотивами, усаженные стразами, речным жемчугом, бисером и блестками. Поля ризы расшиты плащенкой, образующей зигзаги и блестками. Рама расчеканена простым бордюром из жемчужника и округло-пирамидальных листьев, по центру нижнего поля прикреплена дробница с надписью: «Ахтырская Пр Бцы». Венцы гладкие, с сиянием. У Богоматери венец и цата украшены крупными гранеными разноцветными стразами.

    Сохранность: в целом хорошая. Реставрационные тонировки лессированного характера на лике и руках Богоматери, потертость красночного слоя. Фрагментально восполнено золочение на нимбе. Поля частично прописаны, опушь поновлена. Рамка оклада ветхая, с многочисленными прорывами метала и патинированная. Некоторые нити шитья оборваны, блестки и плащенка частично утрачены.


    Иконография. Антиеварная икона была обретена в Ахтырске, Харьковской губернии, 2 июля 1739 г. местным священником, косившим траву в своем огороде. Вскоре она прославилась чудотворениями, в том числе исцелением от лихорадки. В 1751 г. Св. Синод официально признал этот образ чудотворным и установил день празднования 2/15 июля. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала деньги на серебряную ризу (оклад) и строительство в Ахтырске Покровского храма. Почитание иконы Ахтырской Богоматери в Москве было связано не только с чудотворной иконой, но и с ее списком, принадлежавшим роду князей Трубецких: в 1772 г. их подмосковное село Дудкино было переименовано в Ахтырку. Необычную иконографию объясняют преданием о видении юной Богоматери распятого Христа. Однако существует более убедительное предположение: первоначальный чудотворный образ (утраченный в начале ХХ в.) в действительности представлял собой изображение св. Марии Магдалины, молящейся перед Распятием. Из-за отсутствия надписи он был принят за образ Богоматери типа «Плач Богородицы при кресте». В дальнейшем появились варианты, где глава Богоматери была покрыта мафорием, а также извод с сидящей Богоматерью, которая держит Распятие в руках.

    Датировка и атрибуция: стилистически атрибутируемый памятник обнаруживает явственное влияние барокко и находит стилистические аналогии в иконописи последней трети XVIII века. Икона отличается редкой красотой колорита, основанного на голубых и золотисто-розовых тонах. Контраст нарядных одеяний Богоматери, голубого неба, золотого обрамления с темными ликами и обнаженным телом Христа создает типично барочную напряженность, в данном случае абсолютно адекватную содержанию образа. Манера мастера привлекает исключительной свободой и живописностью, свойственными народному искусству. Скупка икон антиквариата подобного плана придает особую ценность. Семейство иконописцев Пурецких известно в одном из традиционных суздальских иконописных центров – Холуе – во второй половине XIX в. Фамилия свидетельствует о том, что они были выходцами из деревни Пурешка, расположенной менее чем в 50 км. От Холуя. Иконописание в Холуе, как и в Палехе, активно развивалось еще в XVII в. Позднее на стиль холуйской иконописи заметное влияние оказал киевский живописец иеромонах Павел Казанович, которого пригласили в 1747 г. обучать иконописцев в Троице-Сергиевой лавре. Среди его учеников было десять мальчиков из Холуя – старинной Троицкой вотчины. Через П. Казановича холуйские иконописцы познакомились с украинским вариантом барокко и переработали его на основе традиционной технике. Именно в таком стиле исполнена атрибутируемая икона. В XVII – XIX вв. Холуй стал крупнейшим иконописным центром, снабжавший своей продукцией не только другие области России, но и православные храмы за рубежом.

    Антикварная икона первоначально не была рассчитана на оклад. Серебряная золоченая рама, несмотря на крайнюю простоту орнаментики, принадлежит уже другому стилю – классицизму. Тем не менее она, очевидно, исполнена в том же центре, что и икона, о чем говорит стремление к экономии серебра (очень тонкий лист) и недостаточный профессионализм серебряника. Форма и окраска бисера, вид трунцали характерны для первой трети XIX в., т.е. рама и шитый оклад, очевидно, были изготовлены в близкое время, хотя и не одновременно (поля шитого оклада под рамой украшены орнаментом, поэтому возможно, что наличие рамы при изготовлении оклада не предполагалось).

    Икона Богоматерь Ахтырская кисти Андрея Пурецкого обладает неординарным научным и музейным значением как подписное произведение, связанное с определённым иконописным центром Нового времени. Несомненные художественные достоинства и редкая иконография, наличие оригинального оклада дополнительно повышают коллекционную и музейную ценность памятника.

    Оценить икону

    Продать икону

    Определить цену

    Наш адрес

    "Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.

    Как мы работаем

    Часы работы:
    8.00-23.00 Пн.-Вс.

    Телефон

    8 (926) 770-67-21