Скупка старинной иконы Богоматерь Страстная


ДомАнтиквара

Скупка старинных икон происходит по всей России. Сейчас иконы русских иконописцев встречаются по всему миру, происходило это во времена массовой миграции на Запад. Поэтому зачастую специалисты оценщики икон Дома Антиквара выезжают не только по России, но и в Торонто, Мичиган, Париж и ближайшие страны СНГ. Сегодня нам бы хотелось на примере иконы "Богоматерь Страстная" рассказать и показать как происходит скупка антикварной иконы, как формируется цена при скупке старинной иконы и как наши специалисты отличают новодельную икону от старинной иконы.

Фотография иконы Богоматерь Страстная

На оценку нам предоставлена старинная икона с достаточно популярным сюжетом Богоматерь Страстная. Первое, что делают оценщики икон изучают физические свойства иконы:

Материал и техника написания: дерево, левкас, темпера, золочение.
Размер антикварной иконы: 31,2 х 27,2 х 2,4 см
Следующим этапом надо изучить лицевую и оборотную сторону икону. Оборотная сторона: доска цельная, с двумя врезными встречными шпонками, из-за коробления основы довольно сильно вышедшими из пазов. Древесина имеет сквозные трещины, выщерблины, мелкие сколы, повреждена жуком-древоточцем. На шпонках сохранились мелкие фрагменты наклеенной сорочки полотняного переплетения. Оборот и обрезы тонированы в коричневый цвет, торцы залевкашены и окрашены в красный цвет, сильно загрязнены. На торцах и обрезах многочисленные отверстия от гвоздей разного диаметра.

Лицевая сторона: доска с неглубоким ковчегом. Богоматерь показана по пояс, в повороте вправо, со склоненной главой. Младенец Христос восседает на Ее левой руке, оборачиваясь назад; одна Его ручка лежит в правой руке Матери, другой ручкой Христос обхватил большой палец Девы Марии. Левая ножка вытянута, правая подвернута пяточкой к зрителю (молящемуся), ее ступня показана в почти вертикальном положении. Богоматерь одета в темно-синюю ризу с золочеными воротом-ожерельем, лором-передником, зарукавьем и прошвой.

На основе физических свойств, можно сделать первый вывод, на оценку и дальнейшую скупку предоставлена старинная икона, возраст которой не менее 300 (трехста) лет, сделанная в известной иконописной школе. Следовательно, первый вывод икона антикварная, которая может стоить дорого.

Далее надо изучить сюжет иконы, иконография: специфический иконографический извод Богоматери Страстной сложился в итало-критском искусстве XV в. Его главная черта - необычное изображение Богомладенца, который держится за руку Пресвятой Девы, обернувшись к одному из летящих ангелов. Ангелы несут орудия Страстей Христовых - крест, трость с губой (губкой) и копие, которые показывают испуганному Младенцу. Подобная композиция преобразует грядущие страдания Спасителя. На Руси иконы такой иконографии встречались с XVI в. Их отличительной особенностью является плат, а не мафорий на главе Богоматери. Одна из них прославилась в XVII в. в Нижнем Новгороде, исцелив крестьянку нижегородского села Палец. В 1641 г. чудотворную икону по желанию царя Михаила Феодоровича перенесли в Москву (празднование 13/26 августа и в шестое воскресенье после Пасхи). На месте ее встречи у ворот Белого города основали Страстной монастырь (снесен, на его территории построен кинотеатр "Россия"). Впоследствии чудотворениями прославились шесть списков с этого образа, но тем не менее иконы Богоматери Страстной встречаются довольно редко. Обычно Богоматерь и Младенец обращены в правую сторону, как и в данном случае, но встречается и зеркальная иконография.

Перед скупкой старинной иконы и формирования ее цены, обязательно проводят датировку, т.е. определяют век написания и проводят атрибуцию.

Фрагмент иконы Богоматерь Страстная


Датировка и атрибуция иконы: близкой иконографической аналогией является икона "Богоматерь Страстная" из собрания П.Д. Корина (Государственная Третьяковская галерея), датированная первой половиной XVII в. и отнесенная к московской школе (илл. 1, с прописями XIX в.). Богоматерь на ней также облачена в коричневый мафорий с розовым исподом, украшенный драгоценными каймами, а Младенец - в зеленый хитон с золотым оплечьем и охристо-оранжевый гиматий. Однако более крупные, тяжелые лики на атрибутируемой иконе, большие глаза Богоматери с опущенными внешними углами, характерная форма ее носа, желтый оттенок вохрения без использования подрумянки и отсутствие белильных движек характерны для произведений последний четверти XVI в. В частности, близкие приемы можно отметить на иконе "Богоматерь Владимирская (Волоколамская)" 1572 г. из Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря, исполненной, как считается, одним из придворных иконописцев Ивана Грозного (илл. 2 - фрагмент, Музей им. Андрея Рублева). Показательно, что в обоих случаях персты Богоматери и Младенца прокрыты вохрением так, что по сторонам каждого перста остается открытый санкирь, и отделены друг от друга коричневыми описями. Отличается только оттенок санкиря - на аналогии он более темный и плотный. Жидкий и светлый оливковый санкирь, а также богатая разработка одежд на атрибутируемом памятнике показывают, что образ был создан несколько позднее - в последние десятилетия XVI в.

Атрибутируемая икона "Богоматерь Страстная" обладает весьма редкой для русской иконописи XVI в. иконографией и высоким художественным качеством, что позволяет связать ее с кругом московских мастеров - возможно, царских или митрополичьях. Она имеет важное коллекционное и музейное значение, а также представляет большой научный интерес.

Если Вы хотите определиться с ценой иконы перед скупкой, или у Вас есть другой антикварный предмет требующей оченки, свяжитесь с нами.

наши менеджеры всегда готовы помочь и ответить на все вопросы. оставьте телефон и мы обязательно вам перезвоним!


Примеры работ "Богоматерь Страстная", которые скупает Дом Антиквара :

Фото серебряной иконы Богоматерь Страстная
Фото иконы Божьей матери Страстной
Фотография старой иконы Богоматери Страстной

Наш адрес

"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.

Как мы работаем

Часы работы:
8.00-23.00 Пн.-Вс.

Телефон

8 (926) 770-67-21