Старинная серебряная икона Смоленской Богородицы


ДомАнтиквара

По преданию, икона Смоленской Богородицы, впервые была передана императором К. Порфирородным молодой семье, в честь празднования свадьбы своей дочери Анны и Черниговского князя Всеволода. Данный подарок символизировал благословление дочери в новую жизнь, поэтому первоначальное название иконы Одигитрия или Путеводительница. Далее старинная икона по наследству досталась Владимиру Мономаху, который в свою очередь перевез ее в Смоленск и поставил ее в соборном храме, с этого момента икона называется Смоленской.

В наш антикварный салон обратился коллекционер для не зависимой экспертизы дорогой иконы Смоленской Богородицы с Алексеем Митрополитом и Марией Египетской на полях в серебряном окладе.

  • Место написания – Юго-западная Россия
  • Время – Первая треть XIX века.
  • Размер – икона 35,4 х 29,3 см.; оклад 36,8 х 30,2 см. ; риза 26,1 х 20,8 см.
  • Материал – дерево, левкас, темпера.
  • Оклад – 1875 г. Москва. Фирма А.М. Постникова. Серебро, стразы. Способ изготовления серебряного оклада: чеканка, гравировка, золочение, скань, зернь, монтировка.
  • Клейма – на нижнем торце А С / 1875, 84, Георгий Победоносец, А. Постников; на венце Георгий Победоносец, 1875 г, 84 проба.

После краткого изучения, видно, что икона прошла реставрацию в профессиональной мастерской.

старинная икона Смоленской Богородицы оценить в Москве



    Сохранность

    В целом сохранность иконы и оклада хорошая. Икона. Торцовые и боковые стороны иконы наращены двумя слоями толстого картона (под формат старинного серебряного оклада), скрывающими конструкцию доски – торцевые врезные шпонки. Небольшие тонированные сколы грунта по краям. Небольшие утраты золочения фона и нимбов Марии и Младенца тонированы твореным золотом. Тонировки ступней Христа. Оклад. Царапины, следы чистки. Замена одной звезды. Мелкие утраты на скани, следы чистки.

    Иконография

    Иконография традиционная. Икона принадлежит к числу лучших, наиболее изысканных по рисунку и колориту, по трактовке образа, произведений иконописи мастеров юго-западной России. Оклад с накладным чеканным двойным венцом и сканной ризой. В среднике – прорези для личного, на полях – контуры двух ростовых изображений.

    Оклад отличается использованием разнообразных техник ювелирного искусства. На полях – полоса плотного чеканного орнамента в виде непрерывно завивающегося побега с листьями, прерываемого фигурами предстоящих святых, обращенных к центральному образу. Венцы с ажурным верхним краем украшены стилизованным растительным орнаментом в виде виноградной лозы. Рельефность орнамента на полях и венцах подчеркивается поверхностью фона, проработанного канфарником.


    Особую выразительность образу придает сканная риза с ажурным орнаментом, дополненным мелкой и крупной зернью, имитирующей жемчуг. Сочетание серебряной сканной ризы с позолоченным рельефным орнаментом полей отличает это произведение середины 1870-х гг., созданное в период расцвета известной московской фирмы А.М. Постникова (1868 – 1898 гг.). Умелое использование скани в украшении окладов икон – одна из отличительных особенностей произведений этой ювелирной фирмы. Неслучайно среди экспонатов всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 г. в Москве внимание привлекли оклады со сканью работы мастеров фабрики А.М. Постникова.

    Оценить икону

    Продать икону

    Определить цену

    Наш адрес

    "Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.

    Как мы работаем

    Часы работы:
    8.00-23.00 Пн.-Вс.

    Телефон

    8 (926) 770-67-21