Новости

Старинная икона Божьей Матери


ДомАнтиквара
икона божьей матери

Практически каждый день, в наш салон звонят клиенты из задают практически одни и те же вопросы: Как определить стоимость старинной иконы Божьей матери? Из чего складывается цена старинной иконы? Как долго происходит оценка старинной иконы? Поэтому мы решили написать очередную статью на примере одного из самых популярных библейских сюжетов Богоматерь с Младенцем. В этот раз на экспертизу предоставлена храмовая старинная икона последний четверти XVIII века.

Характеристики иконы:
Материал и техника: дерево, левкас, темпера, масло, золочение, серебрение.
Размер большой старинной иконы: 97 х 48 х 3 см.
Факт №1. Если при написание иконы использовали золочение, это первый признак, что Ваша икона может стоить дорого.

Далее рассмотрим лицевую и оборотную сторону иконы. Оборотная сторона: щит иконы состоит из двух сосновых досок, скрепленных двумя узкими (2 - 2,5 см) шпонками, из-за коробления основы сильно вышедшими из пазов. В пяточной части шпонки выбраны заподлицо с доской, пятки выступают на 1 - 1,3 см. Ребра шпонок стесаны. По центру каждой шпонки видно углубление от стяжки. При реставрации шпонки были надпилены в поперечном направлении и изогнуты соответственно кривизне доски. Стык досок проклеен при реставрации. Древесина имеет мелкие сколы. На обрезах - бороздки от гвоздей, крепивших икону в киоте или иконостасе. Лицевая сторона храмовой иконы: доска без ковчега. (Факт №2.Цена иконы с ковчегом намного выше чем без). Богоматерь представлена в полный рост, стоящей на розовато-коричневых облаках. Ее глава склонена к Младенцу, сидящему на ее левой руке, правая рука поднесена к персям. Дева Мария облачена в синюю ризу и темно-розовый мафорий холодного оттенка, схваченный на персях круглой застежкой; обувь коричневая. Младенец Христос склонился к матери, благословляя именословно, левой ручкой придерживает на колене синюю державу, увенчанную крестом. Он в розовом хитоне и светло-зеленом гиматии. Пробела на мафории золотые, на ризе Богоматери - серебряные, на одеждах Младенца - белильные.

Лики овальные, с довольно крупными правильными чертами. Личное написано по серо-оливковому санкирю, вохрение сильно разбеленное, с неяркой подрумянкой. Глаза исполнены по санкирю, с алыми слезниками и корпусными белильными мазками с одной стороны от радужек. На охристых радужках лежат белильные блики. Персты Божьей матери имеют цилиндрическую форму, суставы обозначены белилами. Персты Богомладенца тонкие, изящные, верхняя губа протянута киноварью. Нимбы позолочены сусальным золотом по оранжевому полименту. В нимбе Христа белильное девятичастное перекрестье с буквами "owн" (сущий).

Фон бледно-голубой (небо) с размытыми розоватыми облаками. Справа от нимба Христа размещена Его теонимограмма "IИС ХС". Над нимбом Богоматери Ее теонимограмма: МР OY. Буквы выполнены красно-коричневой краской. Поля заменены коричневой опушью.

   

Сохранность старинной иконы божьей матери: хорошая. (Факт №3. Сохранность иконы серьезно влияет на цену иконы, чем икона старее и целее, тем дороже). Восполненная утрата грунта в верхней части фона, треугольной формы, сходящая на нет к нимбу Богоматери. Реставрационные тонировки по линии стыка досок, проходящей через правый (левый от зрителя) глаз Богоматери. Мелкие локальные тонировки на одеждах и фоне. Повсеместный естественно образовавшийся кракелюр.

фрагмент иконы божьей матери

Иконография: тип ростовой Одигитрии, к которому принадлежит атрибутируемая икона, известен в искусстве Византии и Древней Руси, но на русской почве он встречался редко. Во второй половине XVII в. под влиянием западноевропейской иконографии стали появляться образы Божьей матери с Младенцом в типе "Жены, облеченной в солнце", где Дева Мария изображалась в небесах, стоящей на месяце. К концу XVII в. вошел в употребление такой атрибут, как держава в руке Младенца, обычный для западноевропейской и поствизантийской иконописи. Икона Богоматери в рост, несущей Младенца с державой, была написана Ф. Колокольниковым для иконостаса Николо-Богоявленского (морского) собора в Петербурге в конце 1750-х годов.

Датировка и атрибуция: высветленное личное письмо, насыщенный холодный колорит в сочетании с золотыми и серебряными пробелами, бледно-голубое небо с клубящимися размытыми облаками являются признаками "золотопробельной" иконописи последней четверти XVIII в. В это время барочные тенденции (хорошо видны в иконе Ф. Колокольникова) трансформируются под влиянием эстетики классицизма: цветовая гамма строится на холодных розовых и синих тонах; белильные пробела, отмечающие ребра складок одежд, образуют самостоятельные орнаментальные узоры (поэтому выходит из употребления "парчовая" орнаментация барокко); фоны теряют интенсивность. Аналогии отрибутируемой иконе обнаруживаются в иконописи Великого Устюга (Козьма Волков - Богоматерь "Жена, облеченная в солнце", 1782, Великоустюжский музей - заповедник; Алексей Колмогоров) и Тотьмы (Федор Никоновский - "Распятие", 1786, собрание галереи "Дежа вю", Москва). О северном происхождении памятника говорит так же характер основы - сосновая доска с узким рельефными шпонками.

Атрибутируемая старинная икона "Божья Матерь с Младенцем" отличается красотой колорита и изяществом фигур, поэтому цена такой иконы на рынке может достигать свыше 500 000 рублей. Над нимбом Богоматери и по обе стороны от Ее фигуры остановлено значительное пространство, отчего Богоматерь выглядит по-девически хрупкой. Легкая фигурка Младенца словно парит над Ее рукой, касающейся только складок Его одеяний. Исключительно благородно выглядит сочетание темно-синей ризы, пробеленной серебром, винно-красного мафория с золотыми пробелами т бледно-розового хитона Христа. Разнообразие в эту гамму вносит зеленый гиматий, который благодаря блекло-серому оттенку не вносит диссонанс в общее цветовое решение. Такое письмо в XVIII в. считалось "греческим" и официально предписывалось для православных храмов. Любопытно, что в данном случае буквы в нимбе Христа расставлены именно по греческому образцу: греки писали эпитет "owн" слева направо, а русские - по ходу крестного знамения ("owн").

Старинная икона "Божья Матерь с Младенцем" является незаурядным произведением русской иконописи XVIII в., обладающим, помимо художественного, безусловным коллекционным и музейным значением. А следовательно цена такой старинной иконы может достигать сотни тысяч рублей.



Добавьте только одно фото для быстрой оценки:
Добавьте более двух фото выбрав на мобильном или удерживая Ctrl на ПК:

Если Вам не хватило информации "как оценивается икона в салоне "Дома Антиквара", мы готовы помочь Вам:

 

Оценить икону

Продать икону

Определить цену

Наш адрес

"Дом Антиквара" 119002 Москва, ул. Старый Арбат, д.44 стр.1

Как мы работаем

Часы работы:
8.00-23.00 Пн.-Вс.

Телефон

Тел.:
8 (495) 968-60-77
Моб:
+7-(903)-968-60-77