- Главная /
- О компании /
- Новости /
- старинная икона Николая Чудотворца скупка по России
Обзор иконы Николай Чудотворец Никейское Чудо
Наш салон специализируется на покупке старинных икон с сюжетом "Николай Чудотворец". На сегодняшний момент наша коллекция насчитывает более 100 икон, начиная с простого исполнения и заканчивая иконами в серебряных окладах с эмалями выполненных на фабриках великих мастеров: Овчинников, Конов, Тарабров, Алексеев, Бутузов, Ковальский и т.д.
При проведении экспертизы применялся метод визуального, сравнительного, иконографического и стилистического анализа. Последовательность исследовательских процедур и последовательность изучения объектов экспертизы:
- • изучение экспертом нашего салона нормативных документов и справочной литературы;
- • визуальное исследование объекта экспертизы с фотографированием;
- • детальный анализ информации, систематизация и обобщение полученных данных;
- • формулирование выводов по поставленным вопросам.
Сведения о действиях, произведенных с объектами исследования экспертом при их визуальном осмотре:
При производстве экспертизы техническое и иное вмешательство в объекты исследования не производились, при проведении визуального обследования и измерений объекты исследования не изменялись, ущерб цене и качеству старинной иконе не произведен. Оценка рыночной стоимости иконы проводилась по методу анализа средней цены на основании антикварных аукционов и каталогов.
Материал и техника исполнения иконы: дерево, левкас, масло, лак.
Материал и техника исполнения оклада: серебро, золочение, чеканка.
Размер: 31 х 26 х 2,7 см.
Надписи, печати, штампы: отсутствуют.
Датировка написания: Начало XX века (до 1903 года).
Место написания: Санкт-Петербург (Российская империя).
Сохранность: Доска не деформирована, есть утраты живописного слоя в месте соприкосновения оклада и красочного слоя. Живопись нуждается в реставрации, повреждения немногочисленные и не влияющие на историко-культурную значимость иконы.
Описание: Оборотная сторона старинной иконы: щит иконы состоит из одной цельной доски. Шпонки торцевые (вверху и внизу). Оборот закрыт тканевой (бархатной) рубашкой лилового цвета. Лицевая сторона иконы: первоначальный красочный слой положен без тканевой паволоки по проклеенной доске. В среднике представлено фронтальное поясное изображение святого Николая Чудотворца с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. На груди у святителя, поверх омофора помещен небольшой крест на красной тесьме. По обе стороны от главы архиепископа Николая в трехчетвертном развороте помещены полу фигуры Христа и Богоматери. В композиции сохранена традиционная структура, сочетающая поля и средник, основной художественный акцент сделан на крупном изображении полуфигуры святого. Святительские одежды традиционны: алая фелонь, светло-охристый омофор без крестов и темно-зеленый подризник с золотыми поручами. Личное написано в живописной манере. Благословляющая десница святителя помещена на фоне светлого омофора.
Надписи имени Николая Чудотворца и другие атрибутивные надписи над фигурами Христа и Богоматери отсутствуют на живописном слое (изначально не были предусмотрены). Средник золотисто-коричневого цвета. В колорите преобладают коричневые, оранжево-алые, темно-зеленые тона. Цвет широких полей без опуши.
Серебряный оклад: композиция оклада соответствует живописной композиции на иконной доске. Надпись имени святого выполнена только на окладе. Буквы компактно расположены вверху посередине у верхнего поля над митрой святого.
Исследование иконы: Икона написана ручным способом живописцем, получившим ремесленное художественное образование в живописной манере масляными красками. Стиль ориентирован на позднеакадемическую традицию рубежа XIX - XX вв. Лаковое покрытие живописи сильно потемнено за период бытования. Материальные признаки говорят о старинном происхождении данной иконы. В связи с этим экспертиза проводилась в двух направлениях.
Целью первой части было доказать, что икона является культурно-исторической ценностью. Во второй части экспертизы, определяется, какова стоимость представленного на исследование старинной иконы Николая Чудотворца.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
Иконография. Николай, епископ Мир Ликийских (Малая Азия) - один из самых почитаемых святых в народной среде на протяжении почти всей истории христианства. Святой Николай Чудотворец по преданию жил в IV в., был епископом в Мирах Ликийских (город в Малой Азии, современная Ткрция). Сохранилось огромное число икон Николы Чудотворца, среди них большая часть полуфигурных. Экспертируемая икона представляет собой часто встречающийся в Новое время вариант иконографии святого Николая Чудотворца с закрытым Евангелием в правой руке. На экспертируемой иконе представлен краткий вариант с поясными образами Христа и Богоматери, помещенными на облаках. Фигура св. Николая дополнена традиционной композицией, называемой "Никейское чудо": Христос протягивает святителю книгу, а Богоматерь держит длинную узкую ткань, т.е. Христос и Богоматерь совместно приносят св. Николаю Евангелие и епископский омофор. Она напоминает о том эпизоде жития святителя, произошедшем после церковного собора в Никее, когда св. Николай в темнице получил от Христа и Богоматери знаки епископского отличия (инсигнии), изъятые у него императором Константином Великим после резкого обличения еретика Ария. Эта композиция подчеркивала Богоизбранность святителя Николая, посвященного в епископский сан при участии самого Христа и Богоматери. Данный иконографический тип сложился не позднее X -начала XI вв., но только начиная с XV в., когда было переведена с греческого на русский "Некнижная" редакция жития святого, которое было дополнено новой деталью, не знакомой грекам, - рассказом об участии святого в заседаниях Никейского собора.
С XV - XVI вв. изображение Христа и Богоматери на иконе святого Николая прямо отождествлялось с "Никейским чудом". Этот иконографический извод оставался практически неизменным до конца средневековья, претерпев в Новейшее время незначительные изменения в сфере упрощения и опускания ряда деталей, которые служат дополнительными признаками при определении датировка иконы. Напрмер, данная композиция в кратком варианте (с поясными изображениями Христа и Богоматери) неизвестна древней иконописи, но в иконописи XIX-начала XX вв. имела общероссийское распространение. Иконография позволяет отнести эту икону к традиции XIX - XX вв.
Также в поздней иконографии святителя иногда выделяют иконы "Николы зимнего" (к которой относится данная икона) и "Николы вешного", соответствующие дням почитания в году. При этом "зимний" Никола изображается в епископской митре, а "внешний" - с непокрытой головой. По распространенному преданию иконография "Николы зимнего" возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображен без головного убора и сделал замечание духовенству. Два празднования святого: 22 мая нового стиля (перенесение мощей - "Никола зимний") и 19 декабря нового стиля (день кончины - "Никола вешний"). Таким образом, иконография "Николы зимнего", которой соответствует экспертируемая икона, также относит ее к поздней иконописной традиции.
Стиль. Старинная икона исследовалась в соотвествии с ее спецификой, были выявлены ее формально-стилистические качества, особенности ее происхождения и бытования, иконографические отличия. В ходе стилистического и иконографического анализа было выявлено, что между стилем данного произведения и иконами столичной работы начала XX в. есть существующие совпадения. Изображение святителя Николая выдержано в манере, восходящей к позднеакадемической живописи на религиозный сюжет. Условно-живоподобный характер живописи личного, тип крупного лика с большими глазами и закругленным подбородком, приближен к академическому идеалу красоты, отразившийся в иконописи со времен увлечения портретной живописью круга портретиста Тропинина.
Личное выполнено по темно-оливковому подмалевку светлыми красками. детали лика прописаны очень мягко и живописно без подчеркивания темным контуром деталей. Мастер стремился достичь сглаженности всех резких переходов, в чем видна приверженность живописной академической традиции, устойчивой в русской иконописи конца XIX-начала XX вв. Тем не менее, присутствует линейность при прорисовке деталей, упрощенность технических приемов в доличном (в письме одежд), что характерно для икон, выполненный под конкретный оклад. Указанные стилистические признаки позволяют отнести данную икону к произведениям, созданным в самом начале XX в. в столичной среде.
Вывод по живописи старинной иконы. На основании стилистического и иконографического анализа старинной иконы можно сделать вывод, что данная икона "Никола Чудотворец, Никейское чудо" обладает признаками культурной ценности. Главными аргументами для такого решения являются старинное происхождения (более 100 лет), а также детальное композиционное, тематическое и образное сходство с иконами, выполненными в живописной традиции в начале XX в., приемами восходящих к русской светской живописи. Экспертируемая икона относится к "произведениям живописи, изготовленным вручную или с применением какого-либо материала (включая созданные на производстве или расписанные вручную)", подпадающими под определение "культурные ценности", чей перечень утвержден Приказом Россвязьохранкультуры №117. Для определения исторической, культурной и художественной ценности иконы использовались следующие критерии: традиционность композиционного решения и художественной манеры, слаженность и продуманность колористического построения, восходящей к известным произведениям русской иконописи XIX в.; возраст происхождения старше 100 лет; технически сложный метод изготовления иконы (живописные слои выполнены не упрощенным машинным или поточным методом, а вручную, в жипописной манере, в соответствии со старинными технологиями, разработанными в русском столичном искусстве в XIX в.). Учитывая все вышесказанное, считаем данную икону "Святой Николай Чудотворец" необходимо признать предметом историко-культурной ценностью.
Оклад. Особое внимание при оценке старинной иконы требует уделять внимание драгоценному окладу. Оклад иконы Николай Чудотворец изготовлен из русского серебра 84 пробы царского периода. Техника изготовления: давление, чеканка, гравировка, канфарение, просечка, золочение, монтировка. Размер серебряного оклада 32 х 27 х 2,2 сантиметра. Следует знать, что тем тяжелее оклад тем он дороже, наш оклад весит 667 грамм. Серебро 84 пробы, имеющее клеймо, говорит о том, что изготовлено оно было в России до революции, когда еще использовалась золотниковая система обозначения пробы драгоценных металлов. С момента начала пробирования драгоценных металлов и вплоть до 1927 года в России действовала золотниковая система, суть которой заключалась в использовании старинной русской меры веса, равной 1/96 фунта, которая называлась золотник. Клеймо указывает, сколько единиц благородного металла находится в сплаве. 84 проба чаще всего использовалась в период XIX - начало XX вв.
Клейма оклада.
Клейма на окладе присутствуют только на нижнем торце рамы. Монограмма мастера "ПФА", проба "84 ЯЛ" (женская голова в кокошнике, обращенная влево, в овальном в щитке с инициалами пробирного инспектора). "ЯЛ" - это клеймо Петербургского пробирного управления с инициалами пробирного инспектора Якова Ляпунова, упоминающемуся в период 1896 - 1903 гг.
Клеймо "ПФА" принадлежит Акринену Павлу Фомичу, владельцу мастерской серебряных изделий, упоминающемуся в 1901 г.
Описание оклада.
Оборотная сторона: металл светлого серебристого цвета с открытыми частями, предназначенными для лик и рук святителя Николая, Христа и Богоматери. В небольших прорезях видны следы креплений деталей оклада.
Лицевая сторона: шлифованный металл светлого серебристого цвета - следы потемнения при окислении в процессе бытования. Оклад может быть отнесен к направлению неоклассика начала XX в. Особую ценность окладу иконы придает высоко прочеканенный рельеф с искусным и разнообразным растительным орнаментом. Материальные признаки говорят о старинном происхождении данного оклада. Оклад выполнен на хорошем художественном уровне и повторяет серебряные оклады русской работы в неоклассическом стиле начала XX в.
Описание серебряного оклада. В среднике представлено фронтальное поясное изображение святого Николая Чудотворца с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. На крышке Евангелия крупный четырехконечный равносторонний крест из средокрестия которого исходят пучки небольших лучей. Одежда изображена традиционно: с геометрическим и растительным узором, омфор с крупными крестами, подризник с поручами, украшенными крупными крестами. Благословляющая десница святителя дана в благословляющем жесте. По обе стороны от святителя в круглых медальонах помещены в трехчетвертном развороте поясные изображения Христа с Евангелием и Богоматери с омофором.
Одежды святителя украшены чеканным орнаментом с изящными растительными формами: Нимб и одежды святителя, фигуры Христа и Богоматери накладные, выполнены путем выдавливания на отдельных кусках металла (крепления каждого элемента видны на обороте). Нимб святого Николы ровный и шлифованный традиционен.
Стоимость старинной иконы. Примерная стоимость иконы Николая Чудотворца зависит от ряда факторов. При оценке иконы были выявлены ценообразующие факторы для данной иконы: датировка, региональная принадлежность, особенности иконографии, стиля, уровень исполнения, сохранность, а также востребованность сюжета и стилистического направления - критерии, влияющие на стоимость). Одни из самых важных факторов в определении стоимости иконы являются датировка и уровень исполнения. Современный антикварный рынок в России направлен в основном на русскую икону школьного письма, выполненную в традиционном доживоподобном стиле в темперной технике.
Вывод по старинной иконе Николая Чудотворца. Икона "Святой Николай Чудотворец, Никейское чудо" в серебряном окладе начала XX в., выполненная в мастерской П.Ф. Акринена (Санкт-Петербург), обладает культурной и исторической ценностью как антикварное произведение станковой живописи (иконописи) и пластики (авторская ювелирная работа с драгметаллами), которому свыше 100 лет. Относится к числу культурных ценностей, не подлежащих вывозу с территории России, согласно закону РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
Если Вам не хватило информации в этой статье, мы готовы помочь Вам оценить старинную серебряную икону:
Наш адрес
"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.Как мы работаем
Часы работы:8.00-23.00 Пн.-Вс.
Телефон
8 (926) 770-67-21