- Главная /
- О компании /
- Новости /
- Старинная серебряная икона
Старинная серебряная икона Обручение святой Екатерины
Одни из самых дорогих икон - это иконы в серебряном окладе. В наш салон на экспертизу с последующей реставрацией представлена старинная серебряная икона с достаточно редким сюжетом "Обручение святой Екатерины". Краткая справочная информация об иконе:
• Размер иконы: 29,5 х 15,6 сантиметров.
• Материал: дерево, грунт, масло
• Серебряный оклад: дата создания 1786 год, размер 33 х 26 см. Серебро, чеканка, резьба. Санкт-Петербург (клеймо в виде перекрещивающих якорей), клеймо пробирного мастера "Н М" - неизвестный мастер, работавший в Санкт-Петербурге в 1786 - 1793 годах.
Сохранность
На задней стороне иконы наблюдаются вертикальные трещены древесины, выщерблины дерева у верхнего края. Затеки краски и воска. С лицевой стороны видны небольшие выщерблины дерева по краям. Мелкие утраты грунта и красочного слоя по краю средника (в местах соприкосновения с серебряной рамкой). Небольшая утрата грунта на рубашке Христа. Трещины грунта соответствуют трещинам на доске. Красочный слой потемневший.
Литературной основой сюжета "Обручение святой Екатерины" является текст жития великомученицы. На Руси он был изложен в Четьих Минеях Дмитрия Ростовского. В XVII - первой половине XVIII века известны русские иконы в серебряном окладе с изображением моления Екатерины перед Спасом (икона "Икона вмц. Екатерины. Моление воеводы Петра Головина", 1678 г., ЦМиАР (В.а. Меняйло. Агиология великомученицы Екатерины на Руси в Xi - XVII веках. Искусство Христианского мира. IV. С. 92 - 107)). В некоторых произведениях Спас протягивает Екатерине кольцо.
Иконография рассматриваемой иконы основана на западноевропейском образце (произведения итальянских художников на этот сюжет, например, есть в ГМИИ: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог живописи, Москва, 1995. С. 110, 128, 131). Она представляет младенца Христа, сидящего на коленях Богоматери и надевающего кольцо на руку Екатерины, как символ обручения Екатерины с Церковью и Христом. У ног Екатерины - орудия ее мучений: сломанное колесо и меч; в руках - знак грядущей победы над смертью - пальмовая ветвь. В отличие от Западной Европы, где эта тема была достаточно популярна, в русской иконописи она встречается очень редко. Известна близкая по иконографии икона 1778 года, написанная в Великом Устюге и подписанная инициалами В.А (возможно, Василий Афанасьев Аленев). Более широко этот сюжет распространяется в России в XIX веке в гравюрах, литографиях, хромолитографиях. Сохранился также рисунок ярославского иконописца Константина Серебреникова первой половины XIX века с изображением этой сцены (ГИМ: иконные образцы XVII - начала XIX века. Каталог датированных и подписных иконных образцов. М. 2003. Кат. 140).
Рассматривая икона не только иконографические повторяет западноевропейский (возможно, итальянский, образец), но следует западноевропейской технике письма маслом. Качество исполнения живописи, манера изображения лиц, светотеневые моделировки, выверенное композиционное построение, разработка пейзажного заднего плана свидетельствуют о высоком уровне профессиональной подготовки живописца. Весьма вероятно, что ее мог написать в Петербурге западноевропейский художник или русский мастер иконописец, обучавшийся у иностранных мастеров. Последнее предположение может быть высказано только предварительно, так как необходима экспертиза специалиста по западноевропейской живописи XVIII века. Старинная серебряная икона имеет историко-культурное, художественное и музейное значение.
Если Вам не хватило информации в этой статье, мы готовы помочь Вам оценить старинную серебряную икону:
Наш адрес
"Дом Антиквара" 121165, г. Москва, Кутузовский проспект, д.30.Как мы работаем
Часы работы:8.00-23.00 Пн.-Вс.
Телефон
8 (926) 770-67-21